
"...за нами поднимется новая смена и выиграет не оконченный бой!..."
Две встречи в Вашингтоне: каждому своё

Крылатое выражение германского канцлера Отто фон Бисмарка «Политика есть искусство возможного» актуально и в наши дни. И особенно это стало заметно по результатам встреч американского президента с двумя министрами иностранных дел – российского, Сергея Лаврова, и украинского, Павла Климкина. Проходили они в один и тот же день, 11 мая, и не исключено, что оба министра даже в одно время находились в одном здании.
* * *
Визит Сергея Лаврова стал ответом на поездку госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Москву после обострения двусторонних отношений из-за американского ракетного удара по сирийской авиабазе. Российский министр тогда принял своего американского коллегу, и после четырёхчасовых переговоров у них был двухчасовой разговор с Владимиром Путиным. Конкретика этих переговоров осталась неизвестна широкой общественности, но стороны не скрывали того, что готовили почву для первой личной встречи российского и американского президентов в ходе саммита G20 в Гамбурге в июле этого года.
Серьёзные аналитики, не подверженные экзальтированной реакции на каждый шаг сторон в условиях очень сложных отношений между ними, считают, что поездка главы российского МИД в Вашингтон является рутинной сверкой часов в рамках подготовки этой встречи. Ведь основным визави Лаврова был именно Тиллерсон, а встреча с Трампом явилась ответным шагом США на приём госсекретаря российским президентом. Что прекрасно укладывается и в логику переговорного процесса, и в правила дипломатического протокола, поскольку основным правилом дипломатии является принцип паритетности.
Разумеется, американцы не стали до минуты повторять хронометраж московского вояжа Рекса Тиллерсона, это было бы не только нерационально, но и глупо. Встреча министров продлилась около двух часов, после чего состоялся их сорокаминутный разговор с Трампом. Но даже сам факт такого приёма Лаврова президентом вызвал бешеное неприятие противников возобновления российско-американского диалога. А поскольку придраться к самим дипломатическим процедурам не удалось, спустили собак на факт протокольной фотосъёмки этой встречи корреспондентом ТАСС. Как говорится, не догнали, так хотя бы согрелись.
По сообщению администрации Белого дома, в ходе встречи с российским министром, которую Трамп назвал «очень-очень хорошей», он
* * *
После встречи с Сергеем Лавровым американский президент принял министра иностранных дел Украины Павла Климкина и украинского посла в США Валерия Чалого. Итогом встречи тоже стала фотосессия Климкина и Чалого с Дональдом Трампом, которую украинские СМИ подали как победу украинской дипломатии.
Но и здесь не обошлось без скандала. Не будем обсуждать мизансцену этих фотографий, уже высмеянных острословами в социальных сетях и мгновенно ставших основой для множества демотиваторов и фотожаб.
Куда больше скандальным оказалось
Слова Артёменко
И ещё одна цитата из блога Смарта: «Эта встреча не стала значимым событием, поскольку не была содержательной: это было постановочное фотографирование. Очевидно, что президент США поднялся лишь для того, чтобы пожать Климкину руку, а потом также быстро присел обратно. Конечно же, принимая во внимание позорное поведение посла Украины в США Валерия Чалого, который открыто работал против Трампа во время избирательной кампании, по мнению влиятельного американского издания Politico, уже то, что Трамп согласился находиться в одном помещении как с Климкиным, так и с Чалым, – это невероятная щедрость и великодушие… Фотографирования не было в официальном регламенте президента США, который готовит Белый дом, и заняло пару секунд».
* * *
Но следует вспомнить и о третьей встрече американского президента, произошедшей следом за двумя другими.
После переговоров с Сергеем Лавровым Дональд Трамп пригласил к себе бывшего главу Госдепартамента и признанного идеолога американской внешней политики Генри Киссинджера, с которым обсуждал «Россию и другие вопросы». Напомним, что именно Киссинджер ещё в декабре прошлого года предложил Трампу свой план улучшения отношений с Россией и урегулирования конфликта на востоке Украины.
Из всего этого следует, что президент США настроен выполнить своё предвыборное обещание об улучшении отношений с Россией. Но позиция украинской стороны при этом его совершенно не интересует, иначе переговоры с Лавровым предваряла бы обстоятельная встреча с украинскими дипломатами, в ходе которой им предоставили бы возможность детально изложить свою позицию. Такой встречи не было даже у госсекретаря, не говоря уже о вице-президенте и президенте. И это
Волошину вторит бывший министр иностранных дел Украины Константин Грищенко: «В то же время, когда Лавров встречается с Трампом и Тиллерсоном, в Вашингтоне пребывает украинский министр иностранных дел. Что он там делает? Для чего он там находится? Это просто издевательство над нами, всеми рациональными людьми. Что значит, министр суверенной независимой Украины, которая играет значительную роль в международных отношениях, будет ждать завершения переговоров? Это позор. Такого никогда не было за всю историю наших дипломатических отношений с Соединёнными Штатами».
Бодренькие заверения Валерия Чалого и Павла Климкина о грядущем вступлении США в переговоры в расширенном нормандском формате и полной поддержке Украины Вашингтоном, сделанные после «эпохальной» шестиминутной фотосессии с американскими первыми лицами, как считают в российском МИД, мало соответствуют реальности. «Выражая на словах поддержку Киеву, Вашингтон на деле аккуратно отдаляется от украинского кризиса. Американские эксперты уже многократно подчёркивали: для Дональда Трампа — Украина не в приоритете. А сам республиканец заявлял, что этой проблемой в первую очередь должна заниматься Европа. К тому же в Берлине и Париже явно не горят желанием делиться влиянием с Вашингтоном. Таким образом, пожелание украинского министра о превращении «нормандской четвёрки» в «пятёрку», скорее всего, так и остаётся пожеланием», - делают
* * *
Регулярные попытки министра Климкина и посла Чалого одурачить население Украины хвастовством о достижениях украинской дипломатии там, где нет не только никаких достижений, но и невооружённым глазом видны зияющие провалы в их работе, выглядят наивно и глупо. Настолько, что на язык просится ещё один афоризм железного канцлера Отто фон Бисмарка: «Глупость – дар божий, но не следует им злоупотреблять».