
"...за нами поднимется новая смена и выиграет не оконченный бой!..."
Эксперты ОНФ: Законопроект Минтруда не обеспечивает обратной связи с гражданами при независимой оценке качества соцуслуг
onf.ru/2017/06/30/eksperty-onf-zakonoproekt-mintruda-ne-obespechivaet-obratnoy-svyazi-s-grazhdanami-pri/

В разработанном Минтрудом России законопроекте по совершенствованию механизма независимой оценки качества (НОК) работы организаций социальной сферы нашли отражение не все пункты соответствующих поручений президента, и в такой редакции он не станет эффективным инструментом обратной связи государства с гражданами. К таким выводам пришли эксперты проекта ОНФ «Народная оценка качества», проанализировав первую редакцию законопроекта Минтруда России.
Президент РФ, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин по итогам прошедшего 4 мая 2017 г. совместного заседания Госсовета РФ и Комиссии при президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития РФ поддержал предложения ОНФ и подписал перечень поручений по совершенствованию системы независимой оценки качества (НОК) работы организаций социальной сферы.
Подготовленный в рамках исполнения поручения Министерством труда и социального защиты России проект закона стал предметом обсуждения на рабочем совещании экспертов Центра ОНФ «Народная экспертиза» с профильными ведомствами. Как отметили в Народном фронте, пока это достаточно сырая рабочая версия текста, к которой имеется много вопросов. По отдельным пунктам поручения решения предложены только рамочные, и они требуют серьезной доработки, по другим никаких предложений вообще пока нет. С этим согласились практически все участники обсуждения.
Вопрос о том, насколько эффективнее в результате этих поправок станет система независимой оценки качества и обеспечит ли ее доработка достижение главной цели – обратной связи с гражданами, так и остался открытым. Причем сомнения прозвучали не только со стороны представителей Народного фронта и некоммерческих организаций, защищающих права потребителей образовательных, медицинских и социальных услуг. Согласия в этом вопросе не было и среди представителей ведомств.
Координатор проекта «Народная оценка качества» Виктор Климов отметил, что номинальное наделение региональных общественных палат правом формировать списки общественных советов в системе НОК при сохранении за профильным региональным органом власти полномочий утверждать состав и положения этих советов с высокой степенью вероятности не даст результата.
«А закрепление даже в законе нормы об отчете высшего должностного лица субъекта перед региональным законодательным собранием без прописанного порядка принятия решений по результатам отчета легко превратится в формальный одобрение», – считает эксперт.
Эксперты ОНФ обратили внимание на то, что глава государства поручил обеспечить включение результатов НОК в систему оценки эффективности деятельности руководителей федерального и регионального уровня, а также в эффективный контракт руководителей организаций социальной сферы. Кроме того, необходимо выработать механизм, обеспечивающий ответственность руководителей организаций социальной сферы за непринятие мер реагирования на замечания граждан, поступившие в ходе независимой оценки.
«Система мотивации руководителей учреждений должна быть прозрачна и адекватна. Возможно, это не вопрос отдельной административной ответственности в КоАП, но нельзя оставлять без изменений текущую практику, когда региональный министр может лишь «пожурить» по своему усмотрению руководителя организации за неисполнение рекомендаций, выработанных общественным советом по результатам независимой оценки. Об этом прямо сказано в поручении президента», – подчеркнул Климов.
По словам координатора проекта «Народная оценка качества», руководителя Центра ОНФ «Народная экспертиза» Виктора Рожкова, необходимо исключить какие-либо ограничения для общественных объединений относительно вхождения в состав советов по НОК, а запрет на участие руководящего состава организаций социальной сферы должен быть расширен до общего запрета руководителям организаций и их работникам входить в состав таких советов вне зависимости от отрасли.
«В частности, законопроект по-прежнему позволяет формировать аффилированные общественные советы по НОК, – отмечает Виктор Рожков. – Так, хотя главного врача нельзя, согласно документу, включить в совет по здравоохранению, но по образованию – можно. При этом экспертам известны примеры, когда один руководитель оцениваемой организации входил в состав 13 общественных советов в сфере образования, культуры и социального обслуживания. В то же время законопроектом предлагается сузить круг некоммерческих организаций (НКО), включаемых в советы, по принципу отраслевых общественных объединений (здравоохранение, социальное обслуживание)».
Эти и другие предложения экспертов ОНФ поддержали участники экспертного совещания, состоявшегося на площадке Народного фронта 21 июня 2017 г. На встрече эти вопросы обсуждались с разработчиками законопроекта и экспертным сообществом.
«В целом, – подытожил Виктор Рожков, – законопроект можно охарактеризовать только как первое приближение к исполнению поручения президента РФ по совершенствованию законодательной базы НОК. Необходимо не точечно принимать меры по совершенствованию независимой оценки, а комплексно решать проблемы, препятствующие ее эффективной работе».