Давайте говорить, о чем конкретно. Как государство должно – оно должно, конечно, влиять на все вопросы – влиять на этот вопрос? Вот с точки зрения того, как его выводят в результате – дать денег – я категорически против. Что это такое? Давайте посчитаем одного ипотечника.
В Москве квартира два года назад стоила – это 50 метров, то есть квартира для маленькой семьи – 250 тысяч долларов. Все помнят: порядка 5-6 тысяч долларов квадратный метр в спальном районе. Для того, чтобы взять по ипотеке человек заплатил 7 с половиной миллионов – взял кредит. Соответственно, сегодня кредит нарастился в силу его решения на плюс 15 миллионов рублей. Хоть ты тресни: как только ты говоришь о финансовой поддержке государства, речь идет о 15 миллионов для каждого среднего ипотечника в Москве и в Питере. В провинции – чуть дешевле, но не сильно, и в провинции – всего лишь 20%.
Евгений Федоров: КЛИНЧ на «Эхо Москвы» 03.02.2016
Значит, речь идет о чем: у каждого… у 10 тысяч пенсионеров отнять по 10% пенсии и дать одному ипотечнику. То есть, если мы говорим о социальной, финансовой функции государства, я считаю, что помогать надо 10 тысячам пенсионеров с малыми пенсиями; а не за счет них через бюджет – тому человеку, который, действительно, их богаче в десять тысяч раз. Это первый момент. Нет, там тысячу-две – можно. Но понятно, что это бессмыслица.
Тогда – как должно помогать государство? Прямой функцией регулятора. Не Центральный банк, а государство. Почему? Потому что государство в своих законах заранее предусмотрело эту ситуацию. Вы думаете, Гражданский кодекс у нас писали глупые люди, и вообще во всем мире? Статья 401, 404, 416 прямо предусматривают этот случай. И этот случай очень простой и суть очень простая. Гражданский кодекс прямо указывает, что обстоятельства непреодолимой силы, сложившиеся в результате решения органов государственной власти, в том числе, не важно – наш Центральный банк, иностранные государства, санкции – предполагает урегулирование вопроса в суде. В позапрошлом году были выиграны ряд судов вкладчиков.