Вопрос: Как развивается российско-американский диалог по Сирии?
С.В.Лавров: Достаточно интенсивно. Не могу сказать, что интенсивность встреч отражается на количестве конкретных договоренностей, потому что ситуация непростая. Главная закавыка заключается в том, что мы убеждены в приоритетности конкретных, более эффективных и сильных мер по борьбе с террористами – ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусрой». Считаем, что все остальное должно иметь второстепенное значение. Да, важно обеспечивать гуманитарный доступ во все населенные пункты, заблокированные одной или другой стороной, выдерживать режим прекращения огня, пресекать нарушения. Важно запустить политический процесс, который тормозится радикальной оппозицией, отказывающейся садиться за стол переговоров и выдвигающей предварительные требования. При всей важности этих вещей терроризм – наша общая угроза, и здесь не должно быть никаких сомнений. Большинство наших западных партнеров в беседах признают, что не должно быть каких-либо предлогов для того, чтобы задерживать разгром ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусры», которая вдобавок пытается сплетаться с другими группировками. Нам говорят, что не нужно по ней бить, поскольку там есть и «нормальная» оппозиция. Однако такая оппозиция должна уйти с позиций террористов, и об этом давно договорились.
Наши американские партнеры пока еще больше подвержены влиянию тех, кто хочет выдвигать предварительные условия. Буквально сегодня я в очередной раз разговаривал с Госсекретарем США Дж.Керри, это был, по-моему, 34 разговор с января. Мы достаточно подробно обсуждаем все эти вещи. Плюс есть российско-американский канал видеоконференций из нашей базы в Хмеймиме. Идет связь с американскими представителями в столице Иордании, они общаются практически ежедневно. В Женеве, как Вы знаете, создан Совместный российско-американский оперативный центр реагирования на нарушения.
Так что инфраструктура связей создана. Главное – попытаться преодолеть предварительные условия, которые нужно отодвинуть на второй план и заниматься антитеррористической борьбой.
Вопрос: Нет ли опасений, что Киев предпримет односторонние, не согласованные с Донбассом шаги по политической реформе?
С.В.Лавров: Буквально на днях появились слухи в отношении того, что в Верховную Раду могут внести пакет документов. То есть, по тематике все это будет соответствовать требованиям Минских договоренностей, а по сути эти документы, если они не будут согласованы с Донбассом, будут подрывать Минские договоренности.
Мы обратились к нашим партнерам по «нормандскому формату» – к французам и немцам – с призывом не допустить такого шага, который мог бы создать очень серьезное дополнительное препятствие на пути реализации Минских договоренностей. Там четко записано, что реформа конституции, закон о местных выборах и закон об особом статусе Донбасса должны быть согласованы с представителями Луганска и Донецка. Еще одной акцией должна стать полная амнистия участников этих событий с обеих сторон – точно такая же, как была применена к участникам событий на Майдане в феврале 2014 г. Вот, какая у нас сейчас ситуация.
Вопрос: Будем ли мы чаще встречаться в связи с открытием филиала МГИМО в Одинцове? Есть ли перспектива для более масштабного и подробного интервью с Вами?
С.В.Лавров: Давайте договоримся. У нас наверняка будет такое желание, это важно. Это можно было бы сделать безотносительно открытия филиала в Одинцове, а с его открытием, убежден, сотрудники МИД России, мои заместители, директора департаментов и особенно ветераны дипслужбы с радостью откликнутся на приглашение проводить дополнительные мероприятия, семинары, лекции, круглые столы. Точно будем общаться чаще.
Материал взят с сайта МИД РФ