"...за нами поднимется новая смена и выиграет не оконченный бой!..."

Интервью заместителя Министра иностранных дел России И.В.Моргулова информационному агентству «ТАСС», 13 мая 2016 года

16.05.2016 19:19

www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2278892

 

Вопрос: Какие ожидания связывают в Москве с юбилейным саммитом Россия-АСЕАН, который пройдет 19-20 мая в Сочи? Что для России во взаимодействии с АСЕАН является главным приоритетом?

Ответ: Предстоящий саммит, хотя и третий по счету за двадцать лет диалогового партнерства между нашей страной и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, тем не менее во многих смыслах будет неординарным. Начну с того, что  он впервые проводится на российской территории. Уже сам приезд глав государств и правительств десяти стран-членов АСЕАН  в Сочи станет крупным международным событием, подтверждением значимости отношений с Россией для этого авторитетного регионального объединения, связывающего в единую семью более полумиллиарда человек и являющегося в совокупности седьмой экономикой мира.

Во-вторых, до этого встречи России с «десяткой» проходили «на полях» асеановских мероприятий – в Куала-Лумпуре в 2005 г. и Ханое в 2010 г. В том, что мероприятие будет проводиться в Сочи без привязки к другим событиям, вижу признание весомой конструктивной роли нашей страны в деле укрепления безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, обеспечения его устойчивого развития.

Наконец, Сочинский саммит призван не только придать серьезный импульс продвижению российско-асеановского сотрудничества во всех областях, но и обозначить ориентиры для выведения нашего партнерства на качественно новый, стратегический уровень.

Для этого есть все необходимые предпосылки. За прошедшие двадцать лет мы обзавелись солидной договорно-правовой базой и разветвленной, многоуровневой структурой комплексного взаимодействия, включающей свыше десятка механизмов отраслевого сотрудничества – от противодействия терроризму и транснациональной преступности, чрезвычайного реагирования до торговли и инвестиций, энергетики, сельского хозяйства, культуры, туристических обменов.

В отношениях с АСЕАН для нас в равной степени важны все их составляющие – политическая, торгово-экономическая и гуманитарная. В фокусе политического диалога – формирование в АТР архитектуры равной и неделимой безопасности, которая является необходимым условием для устойчивого роста и процветания. Учитывая системообразующую роль АСЕАН в региональных делах, рассчитываем, что нам сообща удастся выстроить транспарентную и открытую систему межгосударственных отношений, основанную на равноправии, коллективных началах и учете законных интересов всех стран региона.

Другим приоритетом является наращивание торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с упором на такие перспективные направления, как энергетика, включая возобновляемую, транспорт и инфраструктура, инновационные технологии, сельское хозяйство, в том числе в контексте обеспечения продовольственной безопасности. Естественно, серьезный прогресс здесь невозможен без активного подключения предпринимателей. Расширить деловые контакты, обсудить имеющиеся у бизнеса проблемы, наметить пути их решения позволит  Деловой форум Россия-АСЕАН 19 мая в Сочи, на который приглашены представители крупнейших компаний нашей страны и «десятки».

Неотъемлемая составная часть наших связей с Ассоциацией – расширение культурного сотрудничества и гуманитарных обменов. В привязке к Сочинскому саммиту запланирована первая российско-асеановская встреча министров культуры. Нынешний год объявлен перекрестным Годом культуры России и АСЕАН, в рамках которого утверждена насыщенная программа мероприятий, включая Фестиваль искусств.

Вопрос: Лидерам будет представлен документ, отражающий стратегическое видение российско-асеановских связей на долгосрочную перспективу. В чем его концептуальность?

Ответ: В прошлом году по нашей инициативе была сформирована так называемая Группа видных деятелей в составе представителей дипломатических служб и академических кругов России и стран «десятки». Перед ней была поставлена задача «заглянуть за горизонт» - разработать концептуальный доклад лидерам о стратегическом видении будущего отношений Россия-АСЕАН. Для этого необходимо было  «проинвентаризировать» 20-летний опыт нашего взаимодействия, рассмотреть возможности его качественной трансформации в подлинно стратегическое партнерство и подготовить рекомендации относительно практических шагов по достижению этой цели.

Состоялось три встречи экспертов. Доклад уже готов и будет представлен на рассмотрение лидеров в Сочи. Рассчитываем, что он  позволит во многом по-новому взглянуть на партнерство Россия-АСЕАН, выйти за рамки устоявшихся оценок состояния и перспектив его развития.

Но доклад Группы видных деятелей – не единственный документ саммита. Лидерам предстоит  одобрить Сочинскую декларацию, в которой в том числе  будут отражены общие подходы наших стран к основным международным и региональным проблемам, а также Комплексный план действий по развитию сотрудничества Россия-АСЕАН на 2016-2020 годы – своего рода «дорожную карту» продвижения нашего взаимодействия в практических областях. Оба эти документа находятся сейчас на финальной стадии согласования.

Вопрос: Как развивается сотрудничество со странами «десятки» в сфере безопасности, подготовки кадров для правоохранительных органов, чрезвычайного реагирования? Известно, что на рассмотрении АСЕАН находится проект соглашения о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС. Когда, по-Вашему, может быть подписан этот документ?

Ответ: Активно развивающееся сотрудничество с АСЕАН в сфере противодействия новым вызовам и угрозам подтверждает востребованность в регионе российского опыта борьбы с терроризмом, оргпреступностью, наркотрафиком, наших возможностей по укреплению правоохранительного потенциала Ассоциации, включая подготовку кадров для компетентных органов. За минувшие годы мы «с нуля» выстроили диалоговые механизмы по этим вопросам – Совещание старших должностных лиц по транснациональной преступности и профильную Совместную рабочую группу. На регулярную основу поставлено проведение обучающих курсов и стажировок для асеановских специалистов.

Знаковым событием стало обретение  МВД России статуса партнера по диалогу АСЕАНАПОЛ – объединения полицейских служб государств-членов АСЕАН. В прошлом году это взаимодействие вышло на министерский уровень – Министр внутренних дел Российской Федерации В.А.Колокольцев впервые принял участие в ежегодной Конференции АСЕАНАПОЛ.

Аналогичный «запрос» у асеановцев есть и в отношении наших наработок в области чрезвычайного реагирования. Рассчитываем придать системный характер сотрудничеству на этом направлении путем заключения соответствующего документа. Его проект, подготовленный МЧС России, проходит экспертное согласование с «десяткой». Надеюсь, он будет подписан в самое ближайшее время.

Вопрос: Москва заинтересована в том, чтобы привлекать Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии к взаимодействию с ЕАЭС и ШОС. Будет ли на саммите обсуждаться вопрос налаживания сотрудничества стран АСЕАН с Евразийским экономическим союзом? Какие соглашения в этой связи планируется обсудить и одобрить?

Ответ: Убежден, что активно развивающиеся на общем для России и АСЕАН евразийском пространстве интеграционные процессы отвечают интересам обеспечения инклюзивного экономического роста всех расположенных здесь государств. Обеспечить их синергию позволило бы сопряжение различных интеграционных форматов с перспективой выхода на формирование широкого трансрегионального экономического партнерства с участием, прежде всего, созданных в прошлом году Евразийского экономического союза и высокоинтегрированного Сообщества АСЕАН, а также расширяющейся с вступлением  Индии и Пакистана Шанхайской организации сотрудничества.

Эту идею впервые выдвинул Президент Российской Федерации В.В.Путин в послании Федеральному Собранию Российской Федерации в декабре 2015 г. Эффект от ее реализации для региональной, да и мировой экономики в целом был бы колоссальным. Уверен, в том или ином виде данная инициатива будет затрагиваться в ходе Сочинского саммита, и рассчитываю, что наши асеановские партнеры ее поддержат. Тем более, что она стыкуется с продвигаемой «десяткой» концепцией региональной взаимосвязанности. Разумеется, говорить о выходе на какие-либо соглашения пока преждевременно, но, как представляется, взаимный интерес государств-членов ЕАЭС и АСЕАН налицо.

Вопрос: Россия хотела бы в перспективе создать зону свободной торговли со странами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также с АСЕАН. Как идет работа в этом направлении?

Ответ: Вы, вероятно, имеете в виду предложение Казахстана о создании на пространстве ШОС зоны свободной торговли, прозвучавшее в ходе заседания Совета глав правительств государств-членов Организации в декабре прошлого года в китайском Чжэнчжоу. Достигнуто общее понимание о важности тщательного изучения этой инициативы по линии национальных министерств экономики с последующим переходом к консультациям в многостороннем формате.

Для начала предполагается сфокусироваться на вопросах защиты капиталовложений, оптимизации процедур движения товаров через границы, совместной выработки технических стандартов для продукции следующего технологического поколения, на взаимном открытии доступа на рынки услуг и капиталов. В числе первых практических шагов – мартовская встреча в Москве министров экономики и торговли всех членов ШОС за исключением Узбекистана, принявших Совместное заявление о намерениях по усилению экономического, торгового и инвестиционного сотрудничества. Поскольку во встрече не принимали участия наши узбекские партнеры,  она формально не может рассматриваться как диалог в рамках ШОС. Но мы рассчитываем продолжить изучение этого вопроса и в шосовском формате.

Практические заделы имеются также в отношениях с АСЕАН. В мае 2015 г. ЕАЭС заключил первое соглашение о свободной торговле с представителем «десятки» – Вьетнамом. На сегодняшний день заинтересованность в аналогичных договоренностях обозначили КамбоджаСингапурИндонезия иТаиланд. Некоторые из них уже подали соответствующие заявки. На перспективу можно было бы подумать об объединении таких ЗСТ со странами АСЕАН в единую «сеть».

В основе будущих национальных либерализационных режимов видим универсальные принципы международной торговой системы – открытость, прозрачность и уважение интересов каждой экономики, понятные и недискриминационные для всех участников «правила игры».

Совершенно очевидно, что реализация подобных планов – вопрос долгосрочной перспективы. Но начало уже положено.

Вопрос: Каков объем торговли между Россией и странами АСЕАН в последние годы?

Ответ: За последние пять лет совокупный товарооборот России со странами АСЕАН удвоился, достигнув в 2014 г. рекордной  отметки в 21,5 млрд. долл. США. В прошлом году взаимная торговля, к сожалению, подрастеряла в объемах. Это обусловлено мало зависящими от нас факторами, прежде всего неблагоприятной макроэкономической конъюнктурой – падением мировых цен на энергоресурсы, волатильностью курсов национальных валют. Примечательно, однако, что, согласно последним статистическим данным, в 2015 году  на фоне общего снижения наблюдался прирост по ряду  групп товаров, таких, например, как продукция химической и легкой промышленности, машиностроения, сельского хозяйства.

Ключевую роль в восстановлении прежней динамики российско-асеановских торгово-экономических связей должна сыграть реализация принятой в 2012 году  «дорожной карты» развития взаимодействия и обновленной в прошлом году Рабочей программы по торговле и инвестициям. Уверен, что Сочинский саммит также придаст необходимый импульс активизации работы на этом направлении.

 

Материал взят с сайта МИД РФ 

Поиск

Koнтакт

Искра России