
"...за нами поднимется новая смена и выиграет не оконченный бой!..."
ОНФ выявил, что в девяти регионах РФ школьники могут быть лишены возможности получать образование на русском языке
onf.ru/2016/02/18/onf-vyyavil-chto-v-devyati-regionah-rf-shkolniki-mogut-byt-lisheny-vozmozhnosti-poluchat/

Эксперты рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», изучив ситуацию с преподаванием в стране русского языка, обнаружили, что в девяти регионах школьники могут быть лишены возможности получать образование на русском языке. Причина в том, что на местном уровне законодательно не закреплены гарантии обучения на государственном языке РФ. По мнению экспертов, нужно внести необходимые поправки в федеральный закон «Об образовании в РФ», чтобы исключить возможность противоречий и разночтений.
Дело в том, что этот закон гарантирует детям право на изучение русского языка, но одновременно с этим наделяет прерогативой выбора языка образования региональные власти. При этом большинство решений, связанных с развитием образовательной системы в регионах, принимается на местном уровне. То есть правом выбирать, какой язык станет использоваться в процессе обучения в том или ином учебном заведении, наделены муниципальные чиновники, отвечающие за данную отрасль. Однако экспертиза, проведенная рабочей группой ОНФ, показала, что образовательное законодательство нескольких автономных республик построено так, что в принципе может лишить школьников возможности учиться на русском языке.
Так, законодательно не закреплены гарантии получения образования на государственном языке РФ в Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Республике Коми, Северной Осетии, Татарстане, Туве, Удмуртии и Чувашии. При этом имеющиеся в законодательстве некоторых субъектов ссылки на ведение преподавания в соответствии с общими стандартами не влияют на отсутствие законодательного закрепления гарантий получения образования на государственном языке, отмечают эксперты.
Для регионов является обычной практика, когда обучение в школах идет на каком-либо местном языке, а русский входит в число изучаемых предметов. Таким образом, закон, гарантирующий любому гражданину РФ право на изучение русского, соблюдается лишь формально. Это приводит к тому, что выпускники школ, в которых отсутствует русская языковая среда, не получают хороших знаний государственного языка РФ, а русские дети, обучающиеся в школах национальных меньшинств, имеют серьезнейшие речевые проблемы, обладая крайне низким лексическим запасом родного языка.
Помимо этого, во многих регионах или вообще отсутствует законодательное регулирование данного вопроса, или оно содержит отсылочные нормы к законодательству РФ. Эта недосказанность, необходимость руководствоваться не одним законодательным актом, а несколькими также не способствуют правильной трактовке действующего законодательства.
«Одной из главных трудностей российского образования является необходимость удерживать его на приемлемом международном уровне. А для этого важно, чтобы из стен российских учебных заведений выходили всесторонне подготовленные выпускники, у которых не будет проблем с нужными знаниями и опытом. Но как сможет даже талантливый выпускник школы продолжить полноценное обучение в вузе страны, если он в полной мере не владеет русским языком? Поэтому, проанализировав положения действующих законов об образовании в субъектах РФ, мы считаем необходимым рекомендовать им внести изменения в статьи, посвященные языку обучения. А чтобы исключить возможность противоречий и разночтений, поправки, закрепляющие гарантии получения образования на государственном языке, нужно внести и в федеральный закон «Об образовании в РФ», – отметила представитель Центрального штаба Общероссийского народного фронта, руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» Любовь Духанина.
Материал взят с сайта onf.ru