
"...за нами поднимется новая смена и выиграет не оконченный бой!..."
США, Израиль, Турция: кто наживётся на поставках средств связи ВСУ

После разрыва военно-технического сотрудничества с Россией, инициированного секретарём СНБО Парубием и «спизидентом» Турчиновым немедленно после февральского 2014 года государственного переворота, Украина начала искать себе новых партнёров в производстве продукции военного назначения. И если ВТС с Российской Федерацией строилось на производственной кооперации и взаимном обмене технологиями, то после этого оно стало развиваться по двум направлениям: либо продажа готовой техники и технологий странам третьего мира, либо закупка техники за рубежом. Ни о какой передаче современных технологий со стороны западных «партнёров» и совместном производстве продукции речи не идёт.
* * *
Пока министр обороны Украины Степан Полторак совершал визит в Германию и Литву, украинские СМИ радовались оценкам командующего Сухопутными войсками ВС США в Европе «реального, настоящего боевого опыта против вражеских танков» украинских танкистов в зоне т.н. АТО, а Министерство обороны Украины отчитывалось о том, что киевский режим выплатил украинским военнослужащим 1,3 млн. грн. за «уничтоженную боевую технику противника» и 148,6 млн. грн. за «непосредственное участие в боевых действиях», некоторые «эксперты» критиковали режим за то, что в войсках пользуются непонятно какими средствами связи.
В одном номере «Зеркала недели» были размещены две статьи о проблемах ВТС Украины в области оснащения украинской армии средствами радиосвязи и другой высокотехнологичной электронной продукции.
Эта сфера особенная, поскольку электронная промышленность Украины пошла под нож одной из первых, едва в 1991 году на голову стране свалилась независимость. Но некоторое время жизнь на оборонных предприятиях, выпускающих продукцию, обеспечивающую войска электроникой, ещё теплилась. И Украина даже сумела своими силами в 2010 году модернизировать комплекс радиоэлектронной разведки «Кольчуга», которого очень опасались страны НАТО. Настолько, что им пришлось сочинить историю о поставках этого комплекса Ираку, чтобы закрыть Украине возможность продавать его за рубеж.
Но разгром оборонно-промышленного комплекса новой властью и утрата контроля над Донецкой и Луганской областями оставили страну не только без «Кольчуг», но и ряда других образцов радиоэлектронной борьбы и средств спецвязи, выпускаемых на донецком заводе «Топаз». На неподконтрольной Киеву территории осталось и макеевское предприятие «Гранит», тесно сотрудничающее с российским производителем зенитно-ракетных комплексов «Алмаз-Антей».
В результате всего этого Украина вынуждена закупать за рубежом не только сложнейшую электронную продукцию, обеспечивающую её безопасность, но и рации, обеспечивающие связь между подразделениями, и даже персональные радиостанции.
* * *
По
Как аналоговая аппаратура, так и «Моторолы» обладают достаточно низкой устойчивостью к средствам радиоэлектронной борьбы. А аналоговые радиостанции вообще не защищены от прослушивания. Впрочем, и защищённость каналов связи «Моторол» не соответствует современным требованиям.
Украинские генералы о проблеме знают, и подразделения Сил специальных операций, официальные задачи которых открыто декларируют действия, подпадающие под понятия «
Но… не всё так просто. Для переоснащения ВСУ современными средствами связи требуется не менее 100 тысяч радиостанций различного типа. На переоснащение только одной бригады требуется потратить около 1 миллиарда гривен, а средства, выделенные на войска связи в 2016 году, составили 600 миллионов гривен.
Второй «военный эксперт», юрист Юрий Бутусов, возглавляющий пропагандистский портал «Цензор.нет»,
Ещё одна неприятность в военно-техническом сотрудничестве с американцами, подчёркнутая пропагандистом войны, - это поставки ими устаревших разведывательных беспилотников, управляемых по незащищённому аналоговому каналу. Притом что сами США с 2009 года используют связь с ними исключительно «в цифре». То есть действуют по принципу «возьми, убоже, что нам не гоже». В том числе и в поставках бронированной автотехники. Так, разрекламированная поставка украинской армии весьма подержанных бронеавтомобилей «Хамви» обернулась пшиком из-за того, что многие из них быстро вышли из строя, а дорогущие запчасти теперь приходится закупать на средства волонтёров.
Упоминает Бутусов и «дарёного коня» в виде УКВ-радиостанции «Хэррис», которые нахваливал Бадрак, говоря о том, что именно ими снабжаются террористы из украинских ССО и десантники. Но он отмечает их высокую стоимость (около 20 тыс. долларов) и малую дальность связи в полевых условиях. По его мнению, именно эти недостатки толкают военных на приобретение гражданских «Моторол».
* * *
Впрочем, в вопросах снабжения войск системами связи ключевым является не только ценовой аргумент. Как открыто объявляет Бадрак, выбор поставщиков радиостанций для украинской армии серьёзно зависит от большой политики.
Так, в апреле 2015 года президенты Украины и Франции договорились о том, что поставками этого вида электронной техники в ВСУ займётся французская компания Thales. Однако буквально через два месяца по настоянию американцев поставщик сменился на компанию из США «Хэррис». Причём поставлены будут уже устаревшие, снятые с производства модели «Фалькон».
Одновременно с этим украинские связисты вели переговоры с израильской компанией Elbit Systems и турецкой Aselsan. Причём по совокупности характеристик радиостанций и условиям контракта преимущества отдавались туркам, а французскую продукцию вообще сбросили со счетов. Но «под давлением» израильской стороны министр обороны Степан Полторак и секретарь СНБО Александр Турчинов приняли решение провести повторные испытания аппаратуры, предлагаемой компанией из Тель-Авива.
Сложно сказать, какого характера было это давление, но, по словам Бадрака, украинское военное ведомство таки провело пробную закупку на сумму 7 миллионов долларов. Полученная техника теперь в войска так и не поступила, поскольку «оказалась некомплектной».
Но и выбор в качестве поставщика военных радиостанций турецкой компании, которую так нахваливает Бадрак, кажется, не окончательный, поскольку ни Турчинов, ни Поторак так и не ответили на вопрос, будет ли заключён контракт с турками во время июньского визита в Киев Эрдогана. И хотя срыв указанных контрактов окончательно подорвёт имидж Украины как партнёра по военно-техническому сотрудничеству, такой вариант вовсе не исключён, а украинские военные продолжат заниматься «самодеятельными» закупками гражданских радиостанций «Моторола». «Люди, близкие к «связному» проекту говорят: за каждой иностранной компанией маячит лицо отечественного «заводящего». Источники не исключают, что идея смены иностранного партнёра является попросту отголоском спора двух весьма известных лиц из сферы национальной безопасности», - пишет Бадрак. Да и вообще, как он утверждает, ходят слухи, будто 3,1 миллиарда гривен, выделенных на закупку радиостанций, будут переписаны на проекты в совсем других сферах, а исполнителями их будут компании, подконтрольные Порошенко.
* * *
Что Бадрак, что Бутусов в своих статьях упоминают низкий профессионализм украинских генералов. Да только что-то подсказывает, что дело вовсе не в непрофессионализме и не в кознях «российского агрессора», у которого «всё схвачено» в Европе, Америке и Израиле. Трудно, знаете ли, искать чёрную кошку в тёмной комнате, когда известно, что её отсутствие там является основой для получения кое-кем личной выгоды.