"...за нами поднимется новая смена и выиграет не оконченный бой!..."

В ОНФ считают, что необходимо повышать эффективность поддержки моногородов в рамках антикризисного плана

04.02.2016 19:56

onf.ru/2016/02/04/v-onf-schitayut-chto-neobhodimo-povyshat-effektivnost-podderzhki-monogorodov-v-ramkah/

 
Опубликовано: 15:26 / 04.02.2016

В ОНФ считают, что необходимо повышать эффективность поддержки моногородов в рамках антикризисного плана
изображение www.sibal.ru

Несмотря на поставленную в 2014 г. президентом РФ задачу по развитию моногородов путем диверсификации их экономики, создания новых рабочих мест и привлечения инвестиций, ситуация во многих из них складывается критическая. Это подтвердил и мониторинг, проведенный экспертами ОНФ. Однако Минфин распространил информацию о намерении сократить финансирование мероприятий по поддержке жителей моногородов, включенных в антикризисный план правительства, на 50%. Народный фронт просит не лишать 13 млн жителей моногородов этой поддержки, а провести анализ ситуации и сосредоточить усилия на повышении эффективности распределения госпомощи. Активисты ОНФ готовы подключиться к мониторингу ситуации в моногородах и контролю эффективности действий органов власти по решению проблем граждан.

Как сообщают СМИ, Минфин отказывается профинансировать большую часть проекта антикризисного плана, подготовленного Министерством экономического развития РФ. Среди отклоненных пунктов – мероприятия по поддержке жителей моногородов в размере 5,6 млрд руб.

«Мы понимаем позицию Минфина, который вынужден в нынешних крайне сложных экономических условиях жестко отсекать многие бюджетные траты. Но с нашей точки зрения, поддержка моногородов – это как раз то, что сейчас государство должно взять на себя. Ведь жители этих населенных пунктов, где по разным причинам за последние годы закрылось множество градообразующих предприятий, оказались просто в безвыходном положении – нет работы, нет средств к существованию, нечем кормить семьи. И если сейчас, в разгар кризиса, не поддержать экономику моногородов, не помочь открытию в них новых предприятий, не развивать самозанятость населения, это значит обречь людей на нищенское существование, спровоцировать социальную напряженность, да просто бросить своих граждан в тот момент, когда они больше всего нуждаются в помощи государства. Задача непростая, но исполнимая. И очень важно – не просто придумать эффективные решения и программы, но и добиться их качественной реализации», – отметил член рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика», зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов.

Он предлагает не лишать моногорода поддержки в рамках антикризисного плана правительства, а внимательно изучить ситуацию и распределить помощь максимально эффективно, имея четкое представление, на что пойдут деньги и какой результат эти траты должны обеспечить. Тем более что у экспертов ОНФ возникло немало вопросов к работе Фонда развития моногородов, распоряжающегося средствами на поддержку инвестиционных проектов.

Во исполнение поручения президента и лидера ОНФ Владимира Путина, данного по итогам послания Федеральному собранию 2014 г., правительство провело мониторинг социально-экономического положения всех моногородов и разработало комплекс мероприятий по повышению их инвестиционной привлекательности. Согласно мониторингу, численность населения в моногородах по состоянию на 1 июля 2015 г. составила 13,6 млн человек, или 9,3% населения России, численность занятого населения в моногородах составляет 5,8 млн человек, из которых около 1 млн человек работают на градообразующих предприятиях, а 1,5 млн человек – в сфере малого и среднего бизнеса.

Из 319 российских моногородов, согласно данным, размещенным на сайте правительства РФ, 98 входят в перечень моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением (первая категория), 150 – имеют риски ухудшения социально-экономического положения (вторая категория), 71 моногород – со стабильной социально-экономической ситуацией (третья категория).

По результатам исследования Министерство экономического развития РФ в сентябре 2015 г. сформировало перечень из 13 моногородов, в которых социально-экономический кризис проявлялся наиболее остро, и подготовило предложения по их господдержке, в том числе за счет средств созданной некоммерческой организации «Фонд развития моногородов», которая была создана для реализации инвестиционных проектов в моногородах. Согласно информации, размещенной на сайте фонда, за период 2014–2017 гг. в него поступят 29,1 млрд руб. По соглашению между фондом и Минэкономразвития на 2016 и 2017 гг. предусмотрено выделение субсидий по 10,8 млрд руб. ежегодно.

Однако уже в течение 2015 г. ситуация во многих моногородах значительно ухудшилась. Эксперты рабочей группы ОНФ «Честная эффективная экономика», изучив ситуацию по открытым источникам информации (СМИ, официальные сайты муниципальных образований), выделили регионы с наиболее сложной социальной обстановкой в моногородах. Выяснилось, что из 94 монопрофильных муниципальных образований, относящихся к первой – наиболее проблемной категории, в 22-х вообще прекратили свою деятельность градообразующие предприятия. Речь идет о моногородах в Брянской, Владимировской, Вологодской, Ивановской, Иркутской, Кемеровской, Кировской, Новгородской, Оренбургской, Свердловской, Тверской областях, Забайкальском, Пермском, Приморском краях, Республиках Карелии и Хакасии.

То, что происходит в одном из таких муниципалитетов – забайкальском поселке Жирекен, своими глазами наблюдали и участники автопробега ОНФ «Россия-2014». Они побывали на местном градообразующем предприятии – Жирекенском горно-обогатительном комбинате (ГОК), который осенью 2013 г. был законсервирован из-за убыточности управляющей компанией «Союзметаллресурс», входящей в холдинг бизнесмена Олега Дерипаски. Изначально на ГОКе работали 1,2 тыс. человек, на законсервированном комбинате насчитывалось всего 100 сотрудников. При этом население поселка – 4593 человека. В ноябре 2014 г. красноярская компания «Интертпром» открыла на площадке Жирекенского ГОКа завод по производству щебня, но пока там трудоустроены всего около 60 человек. По мнению экспертов, выходом для них является создание альтернативного ГОКу крупного производства.

А в городе Чусовом (Пермский край) с населением 45,7 тыс. человек, как следует из публикаций в СМИ, разворачивается социальная и промышленная катастрофа. Его жители даже записали в сентябре видеообращение к президенту России с просьбой обратить внимание на бедственное положение, в котором оказался город после разрушения большей части градообразующего Чусовского металлургического завода, а также срыва плана модернизации города. На одном из старейших заводов Урала, где раньше работали до 9,5 тыс. человек, сейчас заняты лишь 2,5 тыс., за воротами предприятия оказались целые семейные династии, отдавшие заводу десятки лет жизни.

В городе Абазе (Республика Хакасия), население которого составляет 16 тыс. человек, с мая периодически возобновлялись протесты шахтеров против остановки работ на Абазинской шахте и Тейском руднике. Компания, владеющая угольными разработками, прекратила добычу из-за низких цен на руду, лишив этим людей заработка.

Подобных примеров – когда с закрытием градообразующего предприятия жизнь в населенном пункте просто останавливается и тысячи людей остаются без средств к существованию и жизненных перспектив – не один десяток. Но эксперты ОНФ отмечают, что в перечень господдержки моногородов не попал ни один из населенных пунктов, которые члены рабочей группы ОНФ по результатам мониторинга оценили как моногорода с наиболее острой социально-экономической обстановкой. Также эксперты подчеркивают, что фонд работает в закрытом для граждан режиме – в открытом доступе отсутствуют тексты заключенных соглашений по развитию моногородов, а финансовой отчетности о полученных и освоенных средствах нет ни на сайте фонда, ни на сайтах регионов. Что не дает возможности оценить эффективность использования полученных фондом финансовых средств.

«В изменившихся экономических условиях мы считаем необходимым Министерству экономического развития РФ повторно оценить ситуацию в моногородах, отнесенных к первой категории, на основе этой оценки разработать программы дополнительных мероприятий по улучшению инвестиционного климата и значительно расширить список населенных пунктов, спасение которых будет софинансироваться Фондом развития моногородов. ОНФ берет на контроль эту крайне острую тему и призывает фонд повысить прозрачность своей работы, чтобы дать возможность общественности следить за развитием ситуации», – отметил Андрей Ветлужских.

Свои идеи по поводу того, как можно переломить ситуацию к лучшему, есть и у глав моногородов.

«Я вижу выход в том, чтобы Фонд развития моногородов рассматривал комплексные инвестиционные проекты, подразумевающие создание городской агломерации, то есть объединения нескольких городских округов в единую муниципальную систему, это позволило бы уйти из категории «моногород» и существенно расширить возможности развития территорий, – считает глава Асбестовского городского округа Свердловской области Андрей Холзаков. – Нужна модернизация инфраструктуры моногородов, в том числе путем строительства нового жилья и объектов социальной сферы. Для создания новых производств и диверсификации действующих надо привлекать инвесторов и предпринимателей путем налогового стимулирования, льготных кредитных программ».

 

Материал взят с сайта onf.ru

Поиск

Koнтакт

iskra-chel.ru.