Наступление в Латакии, битва за Алеппо, «Растанский котел», ситуация под Дамаском и «американское наступление»
Спустя месяц после начала масштабного наступления сирийской армии при поддержки России и Ирана можно констатировать, что ни одна из оперативных задач так и не была решена.
Имелись как тактические победы, так и тактические неудачи. Инициатива в целом по прежнему на стороне Асада, но противники все чаще пытаются ее перехватить, приспособившись к действиям российской авиации, что уже привело к обострению на целом ряде участков.
Латакия и Хама
Наступление на севере провинций Латакия и Хама в целом остановилось — в горных районах армия продолжает попытки прогрызть оборону боевиков, но значительные силы завязли в боях за Сальму и тут уже не приходится ожидать стремительных результатов. К востотку от Сальмы наступление встало в районе Сирмании. Попытки образовать котел у Эль-Латамина по факту провалились. Более того, противник здесь перешел в наступление, расширив и обезопасив горловину Эль-Латаминского кармана, взяв в том числе немаловажный населенный пункт Морек.
С потерей Морека об окружении Эль-Латаминской группировки боевиков говорить уже не приходится, как максимум ситуация сведется к оттеснению боевиков и возвращению прежних позиций. Войска Асада очевидно тут выдохлись и им требуется перегруппировка и пополнение для продолжения интенсивных наступательных действий в условиях сильного сопротивления и подпитки боевиков поставками оружия и наемников через турецкую границу. Задача выйти к границе с Турцией путем прорыва фронта в Латакии или Хаме пока что представляется малорешаемой. Постоянные контратаки прозападаных мятежников сковывают активность сирийской армии, которая на значительном протяжении фронта вынуждена переходить к обороне.
Битва за Алеппо
Под Алеппо продолжается хаотичное сражение, в котором стороны продолжают борьбу за инициативу.
а) К северу от города прозападные мятежники в целом остановили наступление Халифата и пытаются вести наступательные действия с целью вернуть часть утраченной территории. Сражение в целом развивается в позиционном ключе. Линия фронта между Халифатом и войсками Асада здесь стабилизировалась.
б) Наступление войск Асада к югу от Алеппо развивается достаточно успешно — каждый день здесь очищают от боевиков достаточно много территории и населенных пунктов и зона контроля к югу от города расширяется. К юго-востоку бои идут к Аль-Карасси и Аль-Хадера (город пока полностью не захвачен). К югу от Алеппо плотность войск противника меньше и здесь войска Асада продвигаются более уверенно.
в) Деблокировать авиабазу в Кувейрисе по прежнему не удается — Халифат здесь уперся и несмотря на все усилия, пройти несколько километров до желаемой цели армия не может. Продолжаются бои у Шейх-Ахмада, за которым располагается желаемая трасса, перерезание которой осложнит положение группировки Халифата, которая недавно пыталась наступать на Аль-Сафиру и Насирию. На южном фланге наступления армия вернула часть позиций у Джабула потерянных в ходе наступления войск Халифата в конце октября. Бои здесь носят очень ожесточенный характер, обе стороны понесли серьезные потери в людях и технике.
г) В самом Алеппо ситуация в целом не изменилась, его судьба по прежнему решается в боях вокруг города.
д) Армия в целом смогла предотвратить угрозу трассе снабжения на которой висит вся алеппская группировка Асада — отряды Халифата понесли потери и были отброшены от трассы, но проблема в том, что ее протяженность позволяет Халифату возобновить атаки на нее из пустынных районов после перегруппировки и пополнения (с территории Ирака в Сирию недавно были переброшены подкрепления). Оборудование новых блокпостов для удержания трассы потребует выделения людей и техники, которой и так не хватает на более значимых направлениях.
В целом, здесь сражение продолжается. Из заявленных задач частично решена только задача расширения зоны контроля к югу от города и возникшая уже походу дела задача удержания трассы по которой снабжается группировка ведущая бои к востоку от Алеппо. Задача по деблокаде Кувейриса пока что не решена. Все таки с Халифатом оказалось намного сложнее воевать, чем с прозападными мятежниками.
Растанский котел, Хомс, Пальмира
Задача разблокирования дороги Хама-Хомс за месяц боев решена не была. Растанский котел разрезать не удалось, получилось лишь несколько сократить его размеры банальным оттеснением противника. Этот анклав по прежнему продолжает серьезно затруднять коммуникации войск Асада в центральной Сирии. И более того, пока армия пытается достичь успеха к северу от Хомса, к югу от города пытается наступать Халифат. После захвата Махина отряды Халифата двинулись к трассе Дамаск-Хомс, но подошедшие резервы позволили остановить это продвижение и отбросить боевиков обратно к Махину и начали продвижение в сторону Пальмиры, опираясь на которую Халифат ведет активные действия на востоке провинции. Вчера удалось отбить несколько населенных пунктов и высот, но вся эта возня не приближает армию к достижению тут каких-то значимых целей. Основные силы скованы в боях севернее Хомса, к югу — как максимум отобьют Махин и возможно двинутся на Пальмиру, Халифат же будет продолжать изыскивать возможности для удара по плохо защищенным населенным пунктам на востоке провинции и растянутым коммуникациям сирийской армии.
Дамаск
Анонсированное наступление на район Дамаска Джобар предсказуемо вылилось в многонедельные бои в городской застройке с крайне медленным продвижением и отчетами о нескольких захваченных зданиях в сутки. Здесь быстрого успеха собственно мало кто ожидал.
А вот в районе Думы некоторых успехов добиться удалось, отжав кусок территории и несколько населенных пунктов, что впрочем не сильно изменило общую обстановку в районе Дамаска, которая по сути требует системной и многонедельной зачистки полуразрушенной жилой и индустриальной застройки с многочисленными подземными коммуникации и слабо лояльным населением. Одновременная попытка наступать под Хомсом и чистить пригороды Дамаска выглядит несколько странно, так как быстрого результата тут не ожидалось, а сражение в районе Хомса представляется более значимым с точки зрения приложения имеющихся сил.
Дераа, Дейр-эз-Зор, Кунтейра
В этих районах сирийская армия вела лишь тактические наступательные действия, не имея должных сил для решения амбициозных задач. Тут результаты довольно скромные — в Дераа отжали у боевиков часть жилых кварталов, в Дейр-эз-Зор отбили атаки Халифата и несколько расширили зону контроля, в районе Кунтейра так же отжали кусок территории. На общую обстановку эти сугубо локальные успехи влияют мало.
«Американское» наступление
Несмотря на громкий анонс наступления прозападных мятежников и курдских отрядов при американской поддержке, значимых успехов здесь тоже не имеется, Халифат достаточно уверенно отбивает эти атаки, поэтому после пафосных заявлений про движение на Ракку, все вылилось в достаточно свойственное этому ТВД копошение у малоизвестных населенных пунктов вдоль немногочисленных дорог. О высоких темпах продвижения. которые могли бы создать Халифату оперативные проблемы здесь речь пока не идет. Курды пока что решают достаточно скромную задачу наступления по ровной как стол пустыне к населенному пункту Аль-Хаул.
В целом американцы тут больше пиарятся, нежели реально помогают — редкие авиаудары и копеечная помощь курдам слишком малое вложение в дело борьбы с войсками Халифата, которые мало чем уступают основным регулярным армиями данного ТВД. Плюс стоит учитывать турецкий фактор. Выборы в Турции прошли, Эрдоган выиграл и теперь активизируется на курдском направлении. Вчера Курдская Рабочая Партия объявила об окончании перемирия с Турцией. Боестолкновения между курдами и турецкой армией начались чуть ранее. Понятное дело, что курды озабоченные созданием своего государства или хотя бы автономии будут более заинтересованы в защите своей территории от Турции, с которой они де-факто ведут вялотекущую войну, нежели всерьез бросать все свои силы на американские авантюры связанные с броском на Ракку. В этом плане американские планы наталкиваются на местные реалии и конфликт курдов с турками. Удовлетворить обе стороны затруднительно, так что Вашингтону придется выбирать, чьими интересами пожертвовать.
Итого
Итак, если рассматривать ситуацию в целом, то за месяц активной военной кампании решительных результатов добиться не удалось.
- Сирийская армия освободила немало населенных пунктов и достаточно много территории, но не смогла решить главных задач. Во многом это связано с достаточно странной стратегией многочисленных наступлений по расходящимся направлениям при слабо защищенных коммуникациях и ограниченных резервах. Это выглядит как попытка добиться максимального успеха за короткий срок, но результаты на выходе достаточно скромные. Плюс не стоит забывать, что они достигнуты во многом за счет активной помощи российской авиации плюс помощи иранского контингента и отрядов Хэзбаллы. Армия все сильнее запутывается в различных малосодержательных боях с многочисленными группировками.
- Российский контингент (из числа неофициалов — ЧВК, наемники, добровольцы) в основном задействован на севере Латакии, но уже сейчас очевидны тенденции к его увеличению — поставки «сирийским экспрессом» идут бесперебойно, в Сирию продолжают гнать как танки и технику для армии Асада, так и собственно нашу артиллерию и РСЗО с «отпускниками». Интенсивность сражения требует постоянной огневой поддержки, поэтому контингент за месяц войны достаточно серьезно увеличился в размерах, причем эта тенденция весьма вероятно сохранится и далее. Так как никаких признаков принятия решения на приостановку наступления нет, а уже заявлено, что пока наступление идет, Асад будет получать военную поддержку, то отечественный военторг в Сирии и далее будет работать на полную катушку под уже установленным воздушным зонтиком.
- Американцы оправились от шока вызванного российским военным вмешательством и с конца октября развернули кипучую деятельность по демонстрации своего военного присутствия в Сирии. Но пока это больше пиар, нежели реальный козырь для будущих переговоров. Проблема американцев в том, что они могут лишь снабжать противников Асада, но не вписаться за них напрямую, так как это приведет к столкновению с РФ. Момент для бесполетной зоны упущен. Остается демонстрировать свое величие громкой кампанией против Халифата, но выделенных на это сил очевидно недостаточно. Сейчас идут попытки подписать на «захват Ракки» европейских «союзников». Анонсированная отправка французского авианосца «Шарль де Голль» к берегам Сирии может помочь США интенсифицировать удары по позициям Халифата в Сирии, пока основная часть авиации в регионе задействована в боях на территории Ирака, где продолжаются безуспешные попытки выдавить войска Халифата из Рамади. В целом, США пытаются вернуть утраченную инициативу, но пока они в роли отстающих, что приводит к серьезной внутриполитической борьбе в Вашингтоне против текущей администрации.
- Халифат спустя месяц боев не похож на структуру, которая всерьез ослабла — более того, к концу месяца Халифат провел уже несколько локальных наступательных операций набегового характера и достаточно успешно ведет оборонительное сражение к востоку от Алеппо. За прошедший месяц Халифат скорее даже чуть-чуть расширил свою зону контроля (в основном за счет отбитых у мятежников территорий). Основные потери населенных пунктов и территории пришлись на долю прозападных мятежников. Это же касается и потерь в командном составе, в людях и технике. В целом, Халифат продолжает пользоваться серьезной разобщенностью своих врагов, которые прямо или косвенно воюют между собой. Идея объединения всех против Халифата на данный момент не получила своего развития, хотя именно это российское предложение в целом наиболее разумное для текущей ситуации (очевидно, что именно Халифат в данных раскладах является главным «плохишом»), но для ближневосточной кровавой каши оно пожалуй слишком идеалистическое.
- В целом, ситуация для Асада выглядит так, что необходима хотя бы частичная приостановка наступления на ряде направлений, перегруппировка и пополнение войск (в рамках возможного), после чего можно будет продолжать. Упорство в попытках проводить наступление измотанными войсками в прежней группировке может приводить к ситуации, когда войска начинают не выдерживать контратак противника и отходят с ранее захваченных позиций. Но есть политический фактор, который толкает войска Асада вперед — если США и РФ выйдут на компромисс по будущему Сирии, то контролируемая к моменту начала переговоров территория может послужить достаточно серьезным козырем. Тут многое зависит от текущего состояния переговорного процесса по Сирии, который пока что не демонстрирует нам света в конце тоннеля ввиду ультимативных требований ряда участников войны к ее желаемому итогу. К компромиссу готовы далеко не все, поэтому война будет продолжаться к радости обитателей Ракки.