Обзор военной обстановки в Сирии к
Общая обстановка
К 3 февраля 2016 года сирийская армия продолжает сохранять стратегическую инициативу и вести достаточно успешные операции против прозападных мятежников и Халифата на ряде направлений освобождая все новые населенные пункты и территорию.
Ключевым моментом является то, что теперь эти операции имеют в качестве бэкграунда начавшиеся переговоры в Женеве между представителями Асада и сирийской оппозиции, что будет накладывать свой отпечаток на ход боевых действий и их информационное сопровождение.
Ключевую роль в военной обстановке в Сирии
Лишившись снабжения
Алеппо
В последние 3 дня весьма успешно развиваются для САА боевые действия к северу и востоку от Алеппо.
Сегодня сирийские войска взяли
В декабре—январе Халифат здесь достаточно уверенно отбивал поползновения сирийцев (как и атаки на
Учитывая конфигурацию фронта, очевидно, что сирийская армия предпримет попытку закрыть горловину котла, в то время как Халифат будет наносить удары по наступающей группировки как изнутри кармана, так и подводя резервы с севера.
Образование этого котла может привести к крупнейшей военной катастрофе Халифата за последние месяцы, поэтому стоит ожидать весьма напряженного сражения, где стороны будут активно вводить в бой имеющиеся резервы + ВКС РФ весьма вероятно может активизировать здесь авиаудары для купирования контрмер противника.
Второй приятный момент. Активизировался фронт к северу от города. После разгрома Халифатом войск ССА в октябре 2015 года, фронт к северу от города был достаточно стабилен, но теперь и здесь наметились позитивные подвижки связанные с нанесением удара по горловине, через которую проходило снабжение всей алеппской группировки зеленых.
Путем встречных ударов, горловина была практически перерезана и «зеленые» тут повисли на тонкой ниточке снабжения, которая может быть перерезана уже
Собственно конфигурация фронта в этом районе давно создавала предпосылки для подобной операции, но ранее для нее не хватало сил. Ранее уже предпринимались попытки перерезать трассу проходящую через Азаз силами курдов, которые наносили удар с запада от трассы, но эти атаки были отбиты «зелеными», как и поползновения Халифата с востока (во многом благодаря поддержки со стороны Турции).
Теперь за дело взялась сирийская армия, которая довольно быстро приблизилась к стратегической цели связанной с перерубанием снабжения всех войск «зеленых»к северу и западу от Алеппо через Азаз. Успех этой операции серьезно осложнит операции «зеленых» и приведет к кризису снабжения, чем очевидно сирийская армия воспользуется. С учетом крайнего напряжения боев пожирающих людей, технику и боеприпасы, последнее будет особенно критичным. Серьезную проблему для мятежников представляет тот факт, что Турция здесь не может помочь напрямую, как она это делала в ходе наступления курдов и Халифата на трассу у Азаза.
В целом, на фоне стабилизации фронта к югу от Алеппо, к северу и востоку от города дела для Асада идут весьма хорошо — оппоненты в последние дни терпят неудачи, которые могут иметь не только оперативные, но и стратегические последствия, которые окажут влияние на весь ход сирийской войны. Битва за Алеппо по сути является ключевой для исхода текущего этапа войны и пока у Асада и Ко есть все шансы ее выиграть.
Латакия
В горах Латакии армия продолжает развивать успехи связанные с занятием Сальмы и Рабии. Противник несмотря на упорную оборону постепенно отходит и практически каждый день армия здесь занимает небольшие населенные пункты.
Сложность данного ТВД конечно затрудняет развитие успехов, но вместе с тем нельзя не отметить, что сейчас САА пожинает плоды многомесячной работы, так как полностью стабилизировать фронт противнику пока не удается — оборона ССА и союзных ей группировок в основном опирается на естественные препятствия, так как основные укрепрайоны уже были потеряны в предшествующих боях.
Важной проблемой для «зеленых» являются постоянные авиаудары по командным и логистическим пунктам, которые дезорганизуют тыл «зеленых» и мешают им более эффективно оказывать сопротивления. Так же ударам подвергаются каналы снабжения с территории Турции.
В целом, САА в ближайшее время продолжит здесь наступательные действия с все теми же целями — зачистка как можно большей части
Дераа
После взятия
Несмотря на поражение под
Стоит в ближайшую неделю ожидать развития наступательных операций в районе Ибтта.
В целом, данный фронт продолжает оставаться второстепенным — событиям на нем слабо влияют на общую обстановку в Сирии, но достигнутые САА результаты играют немаловажное имиджевое значение, так как даже на таком относительно стабильном фронте боевики умудрились потерпеть поражение, хотя они и получали солидную помощь перебрасываемую со стороны иорданской границы. Перекрытие самой границы с Иорданией пока что за пределами возможности сирийских войск.
Наступление Халифата после достигнутых в конце января тактических успехов под
Успехи достигнутые благодаря внезапности в первые дни наступления постепенно сошли на нет в ходе подчеркнуто прямых атак на позиции армии в
В районе Багилии Халифату пришлось отходить под натиском армии, а последующие попытки развить успех в плане сокращения размера анклава разбились об упорную оборону сирийских военных и интенсивные бомбардировки ВКС РФ, которые для поддержки сирийской армии вновь задействовали силы Дальней авиации, что ослабило силу удара «черных» и позволило удержать основные позиции.
Так как Халифат перебросил под
В целом это конечно проблемный участок, так как на анклаве Халифат пытается отыграться за неудачи на других участках, поэтому помощь российской авиации тут играет значимую роль.
Хомс
Растанский котел
Ключевая задача разблокирования трассы
К югу от Хомса САА продолжает бодание с Халифатом в районе Пальмиры (с переменным успехом) и к востоку от Махина, где ограниченность сил при протяженной формальной линии фронта крайне затрудняет ведение операций, которые стягиваются к немногочисленным населенным пунктам и высотам за которые идут позиционные бои. В целом тут можно диагностировать равенство сил —противники вполне достойны друг друга.
Хама
Фронта на севере Хамы в целом пребывает в стабильном состоянии. После остановки контрнаступления мятежников, здесь почти полтора месяца шли вялотекущие бои, которые в последние дни несколько активизировались, когда сирийская армия начала поджимать позиции мятежников к югу от Морека.
Подобные локальные успехи принципиально ничего не меняют, но позволяют САА вернуть под свой контроль кусок террритории, который был потерян в ходе неудачного осеннего наступления в северной Хаме.
Мощная противотанковая оборона противника (значительная часть поставленных Саудовской Аравией и Турцией TOW и «Миланов» оседало именно на фронте в северной Хаме) не позволяет сирийской армии реализовывать привычное преимущество в бронетехники (осенью здесь потеряли от 40 до 70 танков, БТРов, БМП и бронированных бульдозеров).
В этом плане вполне логично, что сейчас САА не особо настаивает на немедленном возврате Морека, предпочитая здесь проводить локальные тактические операции, развивая успехи на других фронтах. Оборона же у САА тут вполне достаточна, чтобы купировать возможную активность зеленных, которая впрочем уже маловероятно, вследствие переброски значительной части резервов на аллепский фронт.
Дамаск
Бои в пригородах Дамаска
Хасаке
В Сирийском курдистане дела обстоят достаточно стабильно.
Наступление США перенесено на весну, наступление на
Впрочем, курды не особо и торопятся, так как в регионе идут процессы внутренней структуризации связанные с подготовкой к созданию курдского государства. Пока что лидерство в этом вопросе занимают иракские курды, готовые в ближайшее время провозгласить независимость.
У сирийских курдов с ними весьма натянутые отношения, так что не исключено, что иракский проект может развиваться отдельно от сирийского. Турция своими вторжениями на северных границах Сирии ясно дала понять, что будет предпринимать в том числе и силовые акции, чтобы не допустить создания у своих границ курдского государства, что может привести к территориальной деструкции Турции, поэтому в феврале стоит ожидать как новых военных провокаций, так и оживление темы «зоны безопасности» в сирийском Курдистане, главной целью которой будет не война с Асадом или Халифатом, а создание помех для сирийских курдов. Очевидно, что будет обострятся и гражданская война на территории турецкого Курдистана. Все это может осложнить планы американцев связанные с «маленькой победоносной войной» против Халифата и в конечном итоге им придется выбрать, кем следует пренебречь — курдами или Эрдоганом. России в этом отношении проще, так как с Эрдоганом горшки уже побили, поэтому можно подыгрывать сирийским курдам в тех случаях, когда это не угрожает территориальной целостности Сирии. Например 10 февраля в Москве откроется представительство Сирийского Курдистана.
Итого
В целом, сирийская армия при поддержке контингентов РФ, Ирана и Хэзбаллы продолжает безостановочно проводить наступательные операции на разных участках фронта нащупывая слабину в построении противника.
Там где удается достичь успеха, в бой вступают резервы для его развития. Там где темпы продвижения низкие или же наступление оканчивается без особого успеха, операции через некоторое время сворачивают, войска проводят перегруппировку и следует удар в другом месте.
С Халифатом такая стратегия работает так себе в силу более высокого организационного уровня армии «черных». С прозападными и протурецкими мятежниками все значительно лучше и последние успехи сирийской армии и ее «друзей» наглядно показывает, что многомесячное давление на «зеленых»приносит свои осязаемые результаты.
По большому счету с конца сентября 2015 года «зеленые» перешли к стратегической обороне и сейчас с трудном удерживают ключевые позиции, до которых стремится добраться сирийская армия. Последние успехи сирийцев под Сальмой,
Это конечно не блицкриг, но планомерное перемалывание живой силы и техники противника с нарушением его организационных, командных и логистических структур. Такая стратегия тоже весьма затратна, но за счет больших ресурсов, которыми сейчас располагает Асад, она вполне работает.
В целом, текущий ход событий в войне с прозападными мятежниками вполне благоприятен для Асада, который чувствует себя сейчас намного более уверенно, нежели это было в конце лета 2015 года.
Соответственно на переговорах с оппозицией он ввиду этих успехов может занимать более жесткую позицию и пытаться диктовать свои условия на которых должно осуществиться послевоенное урегулирование. Война в данном случае выступает классическим элементом реализации политических целей иными средствами.
Война с Халифатом сейчас несколько на втором плане, но от нее никуда не дется, просто на данном этапе важнее нанести поражение прозападной оппозиции и улучшить позиции Асада на переговорах, а время Халифата придет чуть позже, когда российская и американская коалиции более плотно займутся демонтажом Халифата.
В отношении операций российского и иранского военных контингентов, то они при ограниченной своей численности играют важную роль качественного усиления для стойкой, но измотанной
Российская авиация, тяжелая артиллерия и военные советники, иранские части спецназа, лучшие части боевиков Хэзбаллы, поставки современной военной техники и боеприпасов — все это позволяет сирийцам в течении более
Широкий поток ресурсов, доступ к которому получил Асад, позволил ему уравновесить безостановочные поставки вооружений и наемников с территории Иордании, Турции и Ирака. Можно лишь посетовать, что помощь в таких объемах со стороны России и Ирана не была оказана ранее.
Можно так же отметить роль генерала Сулеймани, который прошлым летом приложил немалые усилия по сколачиванию коалиции, в которой Россия играет первую скрипку, но которая позволяет Сирии, Ирану и Хэзбалле защищать собственные интересы включившись большую игру против американцев, турок и саудитов единым фронтом.
С учетом того, что американское наступление анонсировано только на весну, то у Асада и РФ есть окно приблизительно в 1–2 месяца, чтобы улучшить позиции законного сирийского правительства перед прямым военным вмешательством США в ближневосточную войну.