Добрый день,
Мы провели переговоры с Министром иностранных дел Эфиопии Т.Адханомом, которые прошли в конструктивной, доверительной атмосфере.
Ценим более чем вековую историю традиционно дружественных отношений с Эфиопией – одним из наших ключевых партнеров на Африканском континенте. За период развития наших отношений мы накопили очень солидный опыт в самых разных областях.
Сегодня мы обсудили перспективы расширения двусторонних связей с акцентом на торгово-экономические и инвестиционные проекты. Со стороны российских компаний есть интерес по объединению усилий с эфиопскими партнерами для реализации перспективных совместных проектов в сфере энергетики, включая добычу углеводородов, создания объектов инфраструктуры. Приветствовали настрой эфиопской стороны на расширение взаимодействия в области образования, науки и высоких технологий. У нас имеются соответствующие планы. Мы высказались за то, чтобы поскорее провести очередное заседание Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.
Поддержали также дальнейшее углубление взаимодействия в сфере военно-технического сотрудничества. Есть соответствующая совместная рабочая группа, в рамках которой вполне предметно обсуждаются дальнейшие шаги по углублению этого взаимодействия.
Мы высоко ценим сбалансированную линию Эфиопии в мировых делах – активную роль Аддис-Абебы в Африканском союзе, субрегиональных структурах, миротворческих усилиях африканского сообщества. Самостоятельный внешнеполитический курс Эфиопии способствует росту ее международного авторитета.
В ходе обмена мнениями по вопросам региональной и глобальной повестки дня мы констатировали совпадение или близость подходов. Россия и Эфиопия последовательно выступают за формирование справедливой и демократической полицентричной архитектуры, опирающейся на международное право, уважение самобытности народов, их права самим определять свое будущее. Наши страны привержены коллективному поиску ответов на вызовы и угрозы современности. Особое внимание мы уделили дальнейшим шагам по консолидации усилий в борьбе с терроризмом, наркоиндустрией, за счет которых финансируются террористические операции.
Условились продолжать практику внешнеполитической координации, прежде всего в рамках ООН, где наши делегации очень тесно взаимодействуют.
Как я уже сказал, Аддис-Абеба играет важную роль в Африканском союзе. Для нас были весьма интересны и полезны оценки, которые Министр иностранных дел Эфиопии Т.Адханом изложил о положении дел в Африке с акцентом на различные кризисные ситуации, прежде всего на Африканском Роге и в Южном Судане, в отношениях между РЮС и Республикой Судан и по ряду других направлений.
Мы подтвердили нашу общую линию на урегулирование любых проблем исключительно политико-дипломатическими методами через многосторонние механизмы при центральной координирующей роли ООН. Россия неизменно выступает за то, чтобы решающая роль в урегулировании африканских проблем принадлежало самим африканцам, а также, чтобы ООН и другие международные структуры оказывали им в этом всемерную поддержку. Именно с этих позиций Россия выступала и далее будет выступать в СБ ООН.
В целом переговоры были весьма полезны. У нас есть «дорожная карта», определяющая дальнейшие шаги по развитию взаимовыгодного двустороннего партнерства и наращиванию внешнеполитической координации.
Вопрос: В связи с ситуацией в переговорном процессе в Женеве как Вы думаете, удастся ли соблюсти установленный Советом Безопасности ООН шестимесячный срок? Как Россия прореагирует на выдвинутую США инициативу о разделе Сирии на зоны влияния? Как проходит процесс согласования с американской стороной новой системы мониторинга режима прекращения боевых действий, о котором на днях заявлял Государственный секретарь США Дж.Керри?
С.В.Лавров: Ситуация на переговорах могла бы быть гораздо лучше, если бы одна из делегаций оппозиции не покинула, правда, как они объявили, временно, Женеву. Переговоры продолжаются, никакой паузы нет. Специальный посланник Генерального секретаря ООН по Сирии С.де Мистура регулярно встречается с делегацией Правительства САР, с делегацией т.н. «московско-каирской платформы», с делегацией внутренней оппозиции (как ее еще называют группой «Хмеймим»), с отдельными независимыми оппозиционерами. В принципе шестимесячный срок был обозначен Советом Безопасности ООН по предложению МГПС в качестве ориентира. Мы все хотели бы, чтобы этот процесс занял меньше времени, чтобы раньше, чем через полгода появилась бы новая конституция, которая могла бы быть одобрена на референдуме, чтобы завязался политический процесс, включая процесс национального единства и примирения. Но для того, чтобы договориться за шесть месяцев или тем более за четыре-пять месяцев, не нужно хлопать дверью и «вставать в позу», как это сделали некоторые делегаты т.н. эр-риядской группы, хотя по сути дела, решающее влияние на эту группу оказывает Турция, и это хорошо всем известно. Не надо приходить на такие переговоры с ультиматумами, нужно садиться за стол и договариваться. Именно это требуется от всех сирийцев в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН. Очевидно, что эта группа людей, назвавшая себя «Высшим комитетом по переговорам», не выполняет требования высшего органа ООН.
В отношении инициативы США, как Вы сказали, о разделе Сирии на зоны влияния, то, наверное, имеется в виду недавнее заявление Госсекретаря США Дж.Керри о том, что нужно договориться, где «наши» и «ваши», чтобы не трогать эти зоны, а между ними можно было бы всех бомбить. Это немного упрощенный подход. Принципиальным моментом является борьба с террористами. Мы договаривались, что те, кто связаны с «Исламским государством» и «Джабхат ан-Нусрой» и, естественно, сами эти группировки, которые упомянуты в качестве таковых в резолюциях СБ ООН, не могут быть частью перемирия. Другие группировки, которые будут сотрудничать с вышеупомянутыми, тоже, по нашему убеждению, не могут быть частью перемирия по очевидным причинам. Сейчас мы аккумулируем накапливающуюся достаточно богатую информацию о том, как та же «Джабхат ан-Нусра» взаимодействует и «подминает» под себя группировки, которые вроде бы заявили об участии в перемирии и готовности присоединиться к режиму прекращения боевых действий. Там много интересных фактов, которые мы будем обобщать и представлять Совету Безопасности ООН для уточнения списков террористических организаций.
Возвращаясь к идее американцев, то мы давным-давно согласились с тем, что у группировок, оказавшихся вдруг на позициях террористических структур, но являющихся нетеррористическими и желающими в качестве патриотических участвовать в перемирии и в последующем политическом процессе, должно быть очень простое решение – они должны территориально уйти оттуда, где рядом с ними находятся террористы. В пользу этого публично выступал Госсекретарь США Дж.Керри еще в январе, если не ошибаюсь, на очередном заседании Международной группы поддержки Сирии(МГПС). Когда в практическом плане нас стали просить не бомбить те или иные районы вокруг Алеппо потому, что, как нам говорили, там есть не только «Джабхат ан-Нусра», но и «хорошие» оппозиционеры, мы договорились с американской стороной, что они будут использовать свое влияние на этих оппозиционеров и выведут их оттуда, чтобы никто не мешал уничтожать террористическую группировку «Джабхат ан-Нусра». Твердое обещание США, которое они нам дали, провести такое размежевание уже два месяца не выполняется. Поэтому не знаю, что конкретно американцы имеют в виду, когда говорят про зоны влияния, но знаю точно, что они должны выполнить то, что обещали - убрать оппозиционеров, сотрудничающих с ними и готовых участвовать в режиме прекращения боевых действий, с позиций, которые занимают террористы.
Система мониторинга режима прекращения боевых действий между Россией и США согласована. Она фактически в ежедневном режиме применяется в регулярных контактах между руководством российской военной базы в Хмеймиме и американскими военными, которые руководят созданной США коалицией и базируются в столице Иордании Аммане. Повторю, что практически в ежедневном режиме идет достаточно эффективный и профессиональный разговор, который помогает без какой-либо политизации решать практические задачи. Так что эта система работает, несмотря на то, что Пентагон, а в последнее время и Госдепартамент публично пытаются открещиваться от наличия какой-то координации между нашими военными и говорят, что все контакты с российскими ВКС заключаются лишь в договоренностях об избежании инцидентов. Не знаю, почему такие заявления делает Госдепартамент и вообще наши американские партнеры – может, они стесняются сотрудничать с Российской Федерацией. Но мы же сотрудничаем в борьбе с террористами и стесняться здесь не надо.
Мы слышали много вопросов относительно того, почему так неохотно работают участники созданной американцами коалиции против «Джабхат ан-Нусры». Ставим эти вопросы перед США и надеемся, что какие бы ни были резоны и какими бы желаниями они не руководствовались для того, чтобы «ублажить» кого-то из своих союзников в регионе, все исходят из того, что СБ ООН все-таки недвусмысленно назвал «Джабхат ан-Нусру» террористической организацией. Еще раз подчеркну, что все, кто хочет от нее отмежеваться, должен это сделать физически – уйти с этих позиций «на земле».