"...за нами поднимется новая смена и выиграет не оконченный бой!..."

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Афганистана С.Раббани

09.02.2017 19:51

www.mid.ru/ru/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/2630440

Москва, 7 февраля 2017 года

 

Уважаемые дамы и господа,

Переговоры с моим афганским коллегой Министром иностранных дел Афганистана С.Раббани прошли в деловом ключе, были очень содержательными и дружескими.

Афганистан – давний и близкий партнер России. Сегодня мы подтвердили обоюдную заинтересованность в дальнейшем наращивании взаимодействия в политической, военно-технической, социально-экономической и гуманитарной областях. Особое внимание уделили совершенствованию договорно-правовой базы. У нас в работе несколько соглашений, межправительственных и межведомственных документов. Условились ускорить их согласование.

Российская сторона подтвердила готовность и далее оказывать Афганистану содействие в поставках и ремонте военной техники. У нас есть соответствующие возможности и соглашения. Будем помогать и в подготовке национальных кадров ИРА как по военным, так и гражданским специальностям. Договорились искать дополнительные возможности для расширения участия российских компаний в реализации проектов по восстановлению и развитию афганской инфраструктуры. Ряд таких проектов уже находится в работе, например, восстановление гидроэлектростанции «Наглу».

Достаточно подробно говорили о задачах продвижения процесса национального примирения в Афганистане. Мы едины в понимании необходимости активизации соответствующих усилий. В этом контексте мы подтвердили приглашение нашим афганским коллегам на очередную встречу по афганскому урегулированию, которая планируется на середину февраля в Москве с участием представителей России, Афганистана, КитаяИрана, Пакистана и Индии.  Мы рассчитываем, что все наши партнеры будут представлены на высоком уровне. Большинство из них уже подтвердили свое участие.

Мы подтвердили нашу поддержку развитию сотрудничества по содействию афганскому урегулированию в рамках Шанхайской организации сотрудничества с учетом того, что в этом году состоится полноформатное присоединение к ней Индии и Пакистана, а также с учетом поданной Кабулом в 2015 г. аналогичной заявки на получение полноправного членства, которую поддерживает Российская Федерация. Мы работаем и продолжим работать в пользу одобрения этой заявки всеми членами ШОС.

Обсудили дальнейшие шаги по подключению Афганистана на данном этапе к практической деятельности структур ШОС, в частностиРегиональной антитеррористической структуры. Это особенно важно в контексте нынешнего беспрецедентного всплеска международного терроризма, попыток талибов вести диалог на условиях, которые не вполне устраивают наших афганских коллег, и в ситуации, когда ИГИЛ пытается осваиваться в Афганистане, в том числе в северных районах.

Подтвердили нашу обоюдную позицию, что Движение талибов должно вовлечься в конструктивный диалог с учетом тех критериев, которые были заложены в резолюциях СБ ООН и которые поддерживаются Правительством Афганистана.   

Говоря об антитеррористических усилиях и в целом о задачах содействия мерам Правительства Афганистана по стабилизации обстановки в своей стране, мы также отметили возможность и желательность возобновления работы механизма Контактной группы «ШОС-Афганистан» уже на нынешней стадии, когда Афганистан пока является наблюдателем. 

Я думаю, что в целом переговоры были полезными. Мы договорились продолжать контакты, включая регулярные встречи сотрудников министерств иностранных дел на уровне заместителей министра, директоров департамента. Наши личные контакты будут продолжены.

Признателен Министру иностранных дел Афганистана С.Раббани за приглашение посетить Кабул с визитом.

Вопрос: Как Вы оцениваете сотрудничество с Афганистаном в сфере борьбы с международным терроризмом? Какие Вы видите перспективы?

С.В.Лавров: В наших вступительных заявлениях мы уже упоминали с моим коллегой о важности антитеррористического сотрудничества как в целом в качестве главного вопроса международной повестки дня в сфере безопасности, так и очень важной составляющей наших двусторонних отношений. У нас есть межправительственное соглашение об оказании военно-технической помощи Афганистану, которое закрепило практику, существующую уже много лет, на деле помогающую повысить боеспособность сил безопасности Афганистана и афганской национальной армии. Правовая база укреплена, соглашение вступило в силу в ноябре 2016 г. Мы продолжаем поставлять вооружение и боеприпасы для упомянутых мной афганских структур. Налажены тесные контакты по линии специальных служб, разведки, идет обмен информацией, имеющей отношение к выявлению и ликвидации террористических группировок, повышению эффективности борьбы с ними.

Афганистан, если говорить о региональном измерении террористической борьбы, как я уже упоминал, заинтересован в участии в Региональной антитеррористической структуре ШОС уже в статусе наблюдателя. Нет никаких препятствий для полноценного подключения к этому механизму. Мы будем это активно приветствовать.

Вопрос: До кризиса в отношениях Россия и США активно сотрудничали на афганском направлении. Возможно ли возобновление этого сотрудничества с учетом прихода в США новой администрации?

С.В.Лавров: Афганское направление было далеко не единственным, которое пострадало от специфической политики администрации Б.Обамы. У нас существовала рабочая группа по Афганистану – по-моему, одна из 21, которые были  сформированы в рамках созданной Президентской комиссии.  Они работали достаточно эффективно, помогали на деле налаживать регулярное взаимодействие, которое давало эффект. К сожалению, когда администрация Б.Обамы решила встать в позу по причинам, которые не имеют никакого отношения к задачам борьбы с терроризмом, да и вообще не имеют отношения к тому, как должны взаимодействовать нормальные государства друг с другом, она заморозила Президентскую комиссию и все 20 с лишним рабочих групп. Безусловно,  у нас сохранялись какие-то контакты, в том числе по Афганистану, но они уже носили спорадический характер. Им недоставало регулярности и даже доверительности.

Сейчас с учетом того, что Д.Трамп в своей предвыборной кампании и после того, как занял Овальный кабинет в Белом доме, подтвердил, что для него приоритетом в международных делах является борьба с ИГИЛ и в целом  с террористической угрозой, я убежден, что мы наладим более партнерское взаимодействие, которое не будет обременено не относящимися к делу обстоятельствами, как это было  при предыдущей администрации. Как только в Вашингтоне  сформируются структуры (а этот процесс сейчас идет), которые будут заниматься борьбой с терроризмом и афганской проблематикой в более широком плане как в Госдепартаменте, так и в Белом доме и других подразделениях американской администрации, я уверен, что контакты у нас наладятся, и это будет на пользу всем, включая наших афганских друзей.

Вопрос: Планируются ли какие-либо контакты между российской и американской сторонами до встречи в Женеве по сирийскому мирному урегулированию?

С.В.Лавров: Что касается Сирии, то, несмотря на неспособность американской администрации при Б.Обаме выполнять соглашение, с таким трудом достигнутое в сентябре прошлого года, которое открывало путь к реальной координации борьбы с терроризмом в Сирии между Россией и возглавляемой США коалицией, несмотря на то, что это соглашение, повторяю, не вступило в силу из-за отказа американцев и их разногласий внутри Белого дома, контакты на рабочем уровне, в том числе в Женеве, продолжались. Они были связаны с тем, что т.н. Международная группа поддержки Сирии (МГПС), созданная Россией и США под их сопредседательством, хотя давно уже не собиралась на уровне министров, продолжает функционировать в лице своих двух целевых подгрупп – по контролю за прекращением огня и по гуманитарным вопросам. Еженедельно в Женеве на уровне постоянных представительств соответствующих стран при отделении ООН в Женеве проводятся встречи двух групп – по прекращению огня и по гуманитарным вопросам. Контакты по линии этих механизмов между российскими и американскими дипломатами продолжаются до сих пор. Кстати, накануне каждого из этих еженедельных заседаний встречаются дипломаты России и США и представители ООН для того, чтобы скоординировать предстоящую дискуссию.

В Женеве представлены американские коллеги на уровне карьерных дипломатов. Останутся ли они, я не знаю, но как только будут сформированы и укомплектованы структуры администрации, которые будут работать на сирийском направлении, я убежден, что наши контакты возобновятся на политическом уровне как минимум не реже, чем раньше. Я в этом уверен потому, что Администрация Д.Трампа назвала ИГИЛ в качестве важнейшей и главной угрозы, бороться с которой нужно сообща. Это полностью совпадает с нашей позицией.

Материал взят с сайта mid.ru

Поиск

Koнтакт

Искра России