"...за нами поднимется новая смена и выиграет не оконченный бой!..."

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с заместителем Премьер-министра, Министром иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова А.Галбуром

04.04.2016 20:00

www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2201140

Москва, 4 апреля 2016 года

Уважаемые дамы и господа,

Мы с Министром иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова А.Галбуром провели предметные и откровенные переговоры. У нас есть общее понимание, что текущее положение дел в российско-молдавских отношениях не может вызывать удовлетворения. Сегодня мы услышали наших партнеров, которые подчеркнули, что новое Правительство Республики Молдова заинтересовано в развитии сотрудничества с Российской Федерацией. Мы приветствовали такой настрой. Подтвердили готовность совместно искать решения накопившихся вопросов на прочной основе положения Договора о дружбе и сотрудничестве 2001 г. между нашими странами.

Обсудили ситуацию в сфере торгово-экономических и инвестиционных связей, а также ситуацию, которая сложилась после подписания Молдовой в 2014 г. Соглашения об ассоциации и о зоне свободной торговли с Евросоюзом. Его вступление в силу, конечно, оказало влияние на весь комплекс наших хозяйственных связей. В прошлом году по разным причинам, в том числе и по этой, товарооборот сократился более чем на треть. В рамках подготовки к очередному заседанию Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству мы договорились обеспечить интенсивный поиск развязок имеющихся проблем. Мы надеемся организовать в текущем году заседание Межправительственной комиссии, которая долго не собиралась. Наши соответствующие ведомства будут на это нацелены.  

Говорили мы, конечно, и о культурно-гуманитарной составляющей наших отношений, в которой заинтересованы граждане наших стран, учитывая исторические, культурные и духовные связи наших народов. Условились ускорить согласование Межправительственной программы гуманитарного сотрудничества на очередной трехлетний период, которая будет помогать наращиванию контактов между людьми, углублению сотрудничества в образовательной и информационной областях. Услышали мы подтверждение, за что признательны, готовности и намерений руководства Республики Молдова продолжать  поддерживать русский язык в своей стране.

Обсудили отдельные аспекты, связанные с реализацией на практике имеющихся договоренностей о безвизовом режиме между нашими странами. В том числе, рассмотрели возникавшие проблемные ситуации, связанные с правами российских журналистов и с деятельностью в Республике Молдова русскоязычных СМИ.

Договорились – я считаю эта очень важной темой – сделать так, чтобы Соглашение о взаимном признании документов об образовании, которое было подписано в 2003 г., начало работать в полную силу. Пока этого не происходит. Здесь у нас обоюдная заинтересованность в том, чтобы эту ситуацию изменить.

Еще одно важное решение, которое мы сегодня приняли – придать  дополнительный импульс переговорам по пакету соглашений в миграционной сфере, который призван обеспечить наведение порядка в этой области, защиту прав молдаван, работающих на российской территории, а также соответствие наших отношений в этой сфере общепринятым нормам.   

Мы говорили о приднестровском урегулировании. Россия готова продолжать выполнение своих функций посредника в переговорах и гаранта достигаемых договоренностей. Мы заинтересованы, чтобы нынешний этап недоверия  между Кишиневом и Тирасполем был преодолен, и чтобы все мы постарались выйти на решения, отвечающие интересам всеобъемлющего и жизнеспособного урегулирования этой ситуации.

У нас общее видение роли формата «5+2» как единственного и общепризнанного формата, в рамках которого должен проходить переговорный процесс. Мы согласны с тем, чтобы на основе тактики малых, но конкретных шагов постепенно восстанавливать жизнеспособность этого механизма и переходить от решения простых вопросов к сложным, в том числе определения окончательного статуса Приднестровья в рамках единой, неделимой и нейтральной Молдовы.      

У нас немало общего в том, что касается международных проблем и сотрудничества. Мы взаимодействуем в СНГ и ценим приверженность Молдовы этому формату. Сотрудничаем мы в ООН,ОБСЕ. У нас также есть общий интерес в том, чтобы обмениваться мнениями относительно связей, которые наши страны развивают с Евросоюзом, НАТО. На эту тему мы тоже поддерживаем регулярный диалог. Нашему сотрудничеству по всем этим вопросам будет способствовать План консультаций, который мы сегодня подписали, определяющий тематику наших контактов на уровне внешнеполитических ведомств.      

В целом, мне кажется, переговоры показали наличие взаимной заинтересованности, чтобы преодолевать нынешнее, не самое удовлетворительное состояние наших двусторонних отношений и готовить почву для возвращения к более активным действиям в торгово-экономической, гуманитарной, внешнеполитической сферах, а также для реализации совместных проектов, которые будут отвечать интересам наших стран и народов.   

Вопрос (адресован А.Г.Галбуру): Какой Вам представляется ситуация в Приднестровье в общем? Видит ли Кишинев необходимость принятия со своей стороны ряда особенных мер по предотвращению возобновления эскалации замороженного конфликта?

С.В.Лавров (добавляет после А.Г.Галбура): Могу только подтвердить сказанное моим коллегой А.Г.Галбуром. Убеждены, что формат «пять плюс два» должен оставаться главным механизмом урегулирования и что все договоренности, которые были до сих пор приняты на коллективной основе, должны соблюдаться и к их выполнению нужно возвращаться.

Сегодня мы обсуждали ряд мер, которые не должны тормозить наши общие усилия. Односторонние шаги, которые предпринимались до сих пор, этому делу не помогают. Есть известная тема об уголовных делах в отношении политических руководителей Приднестровья, что, конечно, не добавляет перспективы возобновления переговоров по самым главным вопросам. Имеются договоренности, достигнутые между Республикой Молдова и Украиной, в отношении мер контроля за деятельностью Приднестровья, за передвижением его граждан. Эти меры были введены в одностороннем порядке в противоречии с Меморандумом 1997 г. о внешнеэкономической деятельности Приднестровья.

Нам было немного странно, что наши украинские соседи, которые наряду с Россией являются посредником в переговорном процессе и гарантом урегулирования, злоупотребили своим положением, пойдя на шаги, имеющие односторонний характер.

Нашим общим мнением по итогам сегодняшних переговоров является необходимость восстановления доверия. Здесь требуется тактика конкретных шагов по принципу «от малого к большему». Я убежден, что общая атмосфера должна оздоравливаться. Мы нацелены на то, чтобы помогать решать практические вопросы, которые в конечном итоге должны решаться Кишиневом и Тирасполем. Сегодня от моего коллеги я услышал готовность нынешнего Правительства Молдавии этим заниматься.

Убежден, что нужно уважать роль миротворческой операции, которая является одной из наиболее успешных, потому что никаких эксцессов и столкновений с момента ее утверждения «на земле» не происходило. Весь процесс политического урегулирования, когда он начнется (для чего нужно установить доверие и сделать конкретные шаги по разрядке напряженности «на земле»), является нашим общим делом. Именно на это будет нацелена работа формата «пять плюс два», по крайней мере наше участие в этом формате, а также активность миротворческой операции и наша собственная роль в обеспечении безопасности складов вооружений, оставшихся с советских времен, вывод которых с территории Республики Молдова был, к сожалению, приостановлен в 2003 г., когда был сорван процесс политических договоренностей.

У нас достаточно серьезный груз прежних проблем и ошибок. Мне кажется, что сегодня все мы можем сделать правильные выводы из этого опыта и сделать так, чтобы мы пошли по пути урегулирования, а не нагромождения все новых сложностей. Для этого нужна добрая воля самих сторон, посредников и гарантов в лице России и Украины и наблюдателей в лице США, ЕС и ОБСЕ.

Вопрос: В свете возобновления боевых действий в Нагорном Карабахе Россия не раз призывала стороны к мирному урегулированию и прекращению боевых действий. Москва проводит насыщенные переговоры с представителями Баку и Еревана. Представляется ли Вам Минская группа ОБСЕ по урегулированию данного конфликта в Нагорном Карабахе эффективной? Как Вы можете прокомментировать заявления представителей Нагорного Карабаха, в которых они уже успели обвинить Анкару в том, что произошло?

С.В.Лавров: Наша позиция была изложена Президентом России В.В.Путиным, Министерством иностранных дел, Министерством обороны. Министр обороны России С.К.Шойгу и я связывались со своими коллегами в Баку и Ереване – министрами иностранных дел и обороны. Мы выразили серьезнейшую озабоченность, подтвердили послание Президента России о необходимости как можно скорее, незамедлительно остановить нарушение режима прекращения огня, не создавать сложности для возобновления усилий по переходу к мирному урегулированию конфликта. Мы надеемся, что эти обращения были услышаны, по крайней мере, стороны объявили, что были даны необходимые приказы. Правда, сегодня мы продолжаем слышать сообщения о том, что все-таки эксцессы не полностью улеглись. В контакте с Баку и Ереваном мы продолжаем добиваться того, чтобы все-таки были услышаны сигналы из Москвы, Вашингтона и Парижа. Россия, США и Франция являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Позавчера было сделано заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которое звучит в том же русле, что и заявление российского руководства.

Относительно роли Минской группы ОБСЕ можно сказать, что Минская группа – это достаточно большой механизм. Минская группа определила принципы, на которых должно основываться окончательное урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта. Для практической работы, конечно, необходим более компактный механизм. Таковым является «тройка» сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Россия–США–Франция), которая работает через своих специальных представителей вместе со специальным представителем ОБСЕ. Послы России, США и Франции и специальный представитель ОБСЕ постоянно находятся в контакте со сторонами. Они регулярно посещают Баку и Ереван, встречаются с президентами, министрами иностранных дел, выезжают непосредственно в район конфликта, осматривают линию соприкосновения, пытаются определить, какие дополнительные меры должны быть приняты для того, чтобы не допускать эксцессов. Это общепризнанная «тройка» посредников, роль которых закреплена в решениях ОБСЕ и Совета Безопасности ООН. Наверное, о роли сопредседателей мы должны говорить как о наиболее важном механизме, который должен всячески поддерживаться.

Ситуация схожа с тем, что происходит в украинском урегулировании. Совет Безопасности ООН и ОБСЕ приняли развернутые решения о принципах урегулирования и о проводимых ОБСЕ на Украине операциях, а реализовывать эти договоренности и претворять в жизнь эти принципы нужно в более компактных форматах. Таковыми являются Контактная группа, в которой представлены все напрямую конфликтующие стороны - Киев, Донецк и Луганск, и «нормандский формат», который помогает подталкивать стороны конфликта в нужном направлении. В июне прошлого года по договоренности президентов России и США был создан еще один параллельный двусторонний российско-американский канал.

Еще одна хорошая аналогия – это сирийское урегулирование. Есть МГПС, куда входят более 20 государств. В рамках этой Группы были согласованы принципы скорейшего решения проблем прекращения огня, решения гуманитарных вопросов и запуска политического процесса, но конкретным воплощением этих принципов в жизнь занимаются не все  двадцать с лишним стран, не Совет Безопасности ООН, а целевые группы, которые были сформированы под сопредседательством России и США.

По той же логике, наверное, будет правильным не пытаться подрывать роль сопредседателей Минской группы ОБСЕ и «растворять»  эту роль и наработки, которые имеют очень важное значение и были достигнуты сопредседателями со сторонами за последние почти десять лет. Любые идеи вывести эти усилия за рамки российско-американо-французской работы в качестве сопредседателей будут использоваться теми, кто хотел бы если и не совсем сорвать, то серьезно осложнить и затруднить процессы урегулирования. Такие, наверняка, есть. Мы можем констатировать, что есть такие попытки со стороны тех, кого не устраивают основополагающие подходы к Нагорно-Карабахскому урегулированию, закрепленные в многочисленных документах России, США и Франции, в том числе в документах, которые были подписаны на высшем уровне президентами трех стран. Они предполагают исключительно мирное политическое урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта, у которого не может быть военного решения, на основе принципов Хельсинского заключительного акта ОБСЕ во всей их совокупности.

Вы упомянули Турцию. Мы не обвиняем какие-либо внешние силы, внешних игроков в том, что именно они спровоцировали нынешнюю вспышку напряженности. Мы не обвиняем Анкару. Конечно, мы слышали об упомянутых Вами заявлениях. Слышали мы и заявления турецкого руководства, которые носят односторонний характер. В целом, сейчас для наших турецких соседей вообще важно взять курс на прекращение вмешательства во внутренние дела государств, будь то Ирак, будь то Сирия. Есть предостаточно фактов о том, что Турция, несмотря на все призывы, продолжает такое вмешательство и поддержку терроризма. Не берусь судить, какую роль играла или не играла или продолжает играть Анкара в отношении Нагорного Карабаха, но то, что для всех, включая Турцию и турецкий народ, было бы правильно, если бы сейчас Анкара сконцентрировалась на прекращении поддержки терроризма, думаю,  - это та мысль, которую я могу смело высказать. В пользу этого мы будем выступать.

 

Материал взят с сайта МИД РФ

Поиск

Koнтакт

Искра России