Уважаемые дамы и господа,
Переговоры с моим конголезским коллегой заместителем Премьер-министра, Министром иностранных дел и региональной интеграцииДемократической Республики Конго Л.Ше Окитунду прошли в доброжелательном ключе. Мы обсудили широкий спектр вопросов, касающихся наших двусторонних отношений и международной повестки дня.
У нас традиционно дружественные связи, которые опираются на принципы равноправия, взаимного уважения и учета интересов друг друга. Мы отметили хорошее состояние политического диалога, включая регулярные консультации между внешнеполитическими ведомствами, готовность углублять межпарламентские связи, в развитии которых Министр иностранных дел и региональной интеграции Демократической Республики Конго Л.Ше Окитунду непосредственно принимал самое активное участие в бытность сенатором Парламента ДРК.
Констатировали необходимость активизировать работу по совершенствованию договорно-правовой базы. Ряд проектов соглашений находятся на рассмотрении сторон. Мы ускорим этот процесс.
Главное внимание уделили задаче вывести на новый уровень наши торгово-экономические и особенно инвестиционные отношения, в том числе, стимулируя прямые контакты между бизнесменами двух стран. Договорились содействовать этому процессу. Отметили хорошие перспективы для совместной деятельности в целом ряде областей, в частности в таких сферах, как добыча полезных ископаемых, энергетика, инфраструктура, сельское хозяйство. Подтвердился обоюдный настрой на дальнейшее развитие и активизацию военного и военно-технического сотрудничества, а также на продолжение гуманитарных и образовательных контактов. В нашей стране обучаются студенты из ДРК. На ближайший учебный год выделено более 40 стипендий.
Наши друзья подробно рассказали об усилиях руководства ДРК по преодолению существующих внутренних проблем через конструктивный диалог всех политических сил. Мы всемерно поддержали такой настрой.
Обменялись мнениями по международной повестке дня и вопросам, которые обсуждаются в ООН. У нас единая позиция о необходимости уважения международного права, выстраивания более справедливой, демократической, полицентричной архитектуры мироустройства с опорой на центральную роль ООН, уважение права народов самим выбирать пути своего развития.
Будем наращивать координацию в международных организациях, в том числе при обсуждении вопросов антитеррористического сотрудничества в рамках известной инициативы Президента Российской Федерации В.В.Путина о формировании широкого антитеррористического фронта, которую он выдвинул на 70-й сессии Генеральной Ассамблее ООН. Убеждены, что эта инициатива отвечает интересам всех без исключения государств.
Министр иностранных дел и региональной интеграции Демократической Республики Конго Л.Ше Окитунду отметил целый ряд процессов, которые проходят в Районе Великих озер, ЦАР. Обсудили ситуацию в Южном Судане, Ливии, приветствуя, и мы это особо подчеркнули, прежде всего необходимость для самих африканских стран вырабатывать пути преодоления имеющихся на континенте трудностей при том, что международное сообщество должно таким усилиям африканцев оказывать поддержку, а не подменять африканские страны в выработке подходов к тем или иным кризисным ситуациям. Россия как постоянный член СБ ООН, но также и в своих двусторонних отношениях со странами и организациями региона будет продолжать всячески содействовать упрочению стабильности и безопасности в африканском регионе.
Я считаю, что переговоры были весьма полезными и своевременными. Признательны Министру иностранных дел и региональной интеграции Демократической Республики Конго Л.Ше Окитунду и его делегации за очень плодотворную дискуссию, которую мы провели.
Вопрос: Миссия по стабилизации находится в ДРК уже более 20 лет, действия «на местах» по-прежнему не очень активные, а вооруженные группы стали очень многочисленны. Ваш коллега, Министр иностранных дел Демократической Республики Конго Л.Ше Окитунду, выразил сожаление на этот счет. Какие советы Вы как представитель страны-постоянного члена СБ ООН дали ему, чтобы Миссия ООН могла быть закреплена в ДРК?
Второй вопрос касается Российского Университета Дружбы Народов, который долгое время носил имя П.Лумумбы. Есть ли возможность вернуть этому Университету имя человека, который так смело боролся против империализма на Африканском континенте? Мы за это были бы очень благодарны России.
С.В.Лавров: Что касается второго вопроса, то РУДН функционирует и никогда не закрывался. Решение о том, как дополнительно обозначать его название, принимает сам Университет и Министерство образования России. Думаю, и это мое личное мнение, что имя П.Лумумбы навсегда останется в истории, также как имя Н.Манделы и многих других борцов против колониализма и апартеида, за свободу и независимость. Я обязательно поговорю с руководством Университета и просто узнаю, что они думают на этот счет.
Что касается Миссии ООН по стабилизации в ДРК, то я не давал советов моему конголезскому коллеге и другу. Мы вообще против того, чтобы навязывать африканцам те или иные подходы. Это в полной мере относится к тем решениям, которые принимаются для преодоления внутренних проблем, будь то в ДРК, ЦАР, в Ливии или где-то еще, а также касается того вклада, который международное сообщество может внести в содействие нормализации обстановки в африканских странах. Поэтому Миссия по стабилизации в ДРК, как и любая миссия ООН, должна обладать мандатом, приемлемым для страны, которая эту миссию принимает. Мы следили за вчерашней дискуссией в СБ ООН по этому вопросу. Там присутствовал г-н Л.Ше Окитунду и изложил точку зрения своего правительства на предстоящее продление мандата.
Мы убеждены, и это наша общая позиция, что, во-первых, мандат нужно продлевать на год, как и предлагается. Во-вторых, мы убеждены, что могут быть внесены некоторые коррективы, в частности, можно приступить к постепенному сокращению военного компонента Миссии ООН, перераспределить взаимоотношения по порциям между военным и полицейским контингентами, которые работают в рамках этой Миссии. В-третьих, мы приветствовали те шаги, которые руководство ДРК предпринимает по достижению договоренностей с оппозицией по реализации соглашения, которое было заключено в конце 2016 г., о подготовке к выборам, путях формирования правительства, в котором будет представлена оппозиция. Мы убеждены, что это все необходимо поддерживать, но не подменять при этом действия самих представителей власти и оппозиции в ДРК. Мы не считаем правильным, чтобы миссия ООН занималась организацией выборов. Это не та услуга, которую суверенное демократическое государство рассчитывает получить от международного сообщества. Когда все вопросы, связанные с организацией выборов, будут согласованы самими конголезцами, Миссия ООН, как это бывало в прошлых ситуациях в других странах, может оказать техническое содействие в их проведении. Вопросы существа, касающиеся того, как эти выборы будут организованы, конечно, не подлежат передаче какому-то внешнему управляющему. Так что мы говорили об этом, а также о том, чтобы Миссия активнее взаимодействовала с вооруженными силами ДРК по нейтрализации тех незаконных вооруженных формирований, которые там пока, особенно на востоке страны, сохраняются.
Вопрос: Поступили новые сообщения об израильских авиаударах по позициям сирийской армии под Дамаском. После предыдущего удара Россия вызвала Посла Израиля в Москве. Премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху заявил, что при необходимости эти авиаудары будут продолжаться. Как Вы можете прокомментировать данную ситуацию? За последние несколько дней боевики начали наращивать интенсивность боев под Дамаском и в Хаме. Насколько существенно это повлияет на предстоящие переговоры в Женеве?
С.В.Лавров: Когда Премьер-министр Израиля посещал Москву в предпоследний раз, между ним и Президентом России В.В.Путиным была достигнута четкая договоренность о том, как военные двух наших стран могут взаимодействовать в связи с происходящим в Сирии. Когда г-н Б.Нетаньяху несколько дней назад был в Российской Федерации, эта договоренность была четко и полностью подтверждена между ним и Президентом России В.В.Путиным. Исходим из того, что будем судить о том, насколько четко эта договоренность выполняется израильскими партнерами, не по заявлениям, а по конкретным делам.
Попытки боевиков усугублять ситуацию в Сирии путем расширения вооруженных действий, что сопровождается возросшим количеством терактов, приносящих жертвы среди гражданского населения, несомненно, рассчитаны на срыв или серьезное осложнение переговоров в Женеве так же, как это было накануне последней встречи в Астане. Тогда «внешние спонсоры» вооруженной оппозиции сделали все, чтобы не допустить ее приезда в Астану опять же под предлогом происходящих нарушений Режима прекращения огня. Хотя «астанинская площадка», среди прочего, как раз и задумывалась для того, чтобы разбираться с соблюдением режима прекращения огня и договариваться о механизме реагирования на новые нарушения. Если кто-то всерьез озабочен соблюдением этого режима, нужно участвовать в работе по согласованию соответствующих решений, а не «вставать в позу».
Рассчитываю, что в Женеву приедут все приглашенные и там состоится деловой разговор с участием всех сирийских сторон. Без прямого диалога никуда не деться. Мы поддерживаем усилия, предпринимаемые спецпосланником Генсекретаря ООН по Сирии С.де Мистурой для организации такого прямого диалога.
Вопрос: Уважаемый Сергей Викторович, поздравляю Вас с Днем рождения, желаю крепкого здоровья, дальнейших прорывных достижений в Вашей исключительно важной работе.
Сегодня прошли переговоры со спецпосланником Генсекретаря ООН по Сирии С. де Мистурой. Хотелось бы узнать от Вас о главных результатах этих переговоров. Какие были расставлены акценты? Остаются ли у России так же, как и у Дамаска, вопросы к деятельности С. де Мистуры? К его работе были замечания. Дамаск недавно отказывался принимать его. Какие у Вас ожидания по поводу очередной встречи в Женеве?
С.В.Лавров: Во-первых, мы с пониманием отнеслись к позиции сирийского руководства в отношении приема или неприема С. де Мистуры в Дамаске. Это суверенное дело сирийского государства, хотя мы считаем, что общаться нужно. Можно, наверное, найти недоработки, ошибочные действия в любой ситуации, у любого международного чиновника, которому поручено разбираться с очень сложным кризисом и конфликтом. В ситуации, когда на таких посредников оказывается давление с самых разных сторон, далеко не всегда чистоплотными методами, возможны и какие-то заблуждения. Повторю, мы уважаем решение сирийского руководства. Исходим из того, что по итогам женевского раунда смогут быть достигнуты позитивные результаты, которые позволят всем участникам процесса контактировать друг с другом напрямую.
Со спецпосланником Генсекретаря ООН по Сирии С. де Мистурой и его командой мы обсуждали подготовку к завтрашнему раунду, который возобновляется в рамках женевских переговоров, необходимость максимально полно выполнять договоренности, заключенные в СБ ООН, прежде всего резолюцию 2254. Из того, что еще предстоит сделать, мы обратили внимание на задачу обеспечить инклюзивный характер делегации оппозиции. Это прямо вытекает и из резолюции 2254 СБ ООН, и из Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г., на которое любят ссылаться оппозиционеры из т.н. «Высшего комитета по переговорам» (ВКП), которые пытаются узурпировать право представлять всю сирийскую оппозицию. Это путь в тупик. Мы активно призывали С. де Мистуру к тому, чтобы он разъяснил тупиковость этой позиции. Делаем то же самое и в контактах с нашими партнерами в регионе и в Европе, которые «опекают» ВКП. Обязательно нужно обеспечить участие не только «московской» и «каирской» групп, но и таких структур, как «астанинская» и «хмеймимская» группы. Очень важно найти решение по поводу того, как привлечь курдов к женевскому переговорному процессу. Это не очень просто сделать. Вы знаете позицию Турции. Мы будем продолжать с нашими турецкими партнерами искать решение этого вопроса, в том числе в рамках контактов «астанинской площадки». Откладывать его в долгий ящик не получается. Не получается и просто сказать, что курды не могут участвовать в женевском процессе. Это тоже одна из важнейших задач, которая стоит перед С.де Мистурой. Это что касается организационной стороны дела.
Что касается существа, то мы поддержали договоренности, которые были достигнуты на предыдущем раунде, о том, чтобы четыре направления стали предметом обсуждения между правительством и оппозицией. Это вопросы, касающиеся управления на нынешнем этапе, выработки конституции, подготовки выборов и борьбы с терроризмом. Все эти темы имеют равное значение, одинаковую важность. Не может быть попыток обусловить движение по какой-то из этих тем прогрессом по другой. Они все имеют значение для того, чтобы на территории Сирии установились мир и стабильность. Борьба с терроризмом, безусловно, является ключевой задачей, она отражена в резолюции 2254 СБ ООН, как и задачи, сформулированные С.де Мистурой по трем другим направлениям.
Исходим из того, что наработки, которые обсуждались в Астане, в том числе первые подступы к тому, как могла бы выглядеть сирийская конституция, помогут достижению прогресса и в Женеве.