Мы провели переговоры с Министром иностранных дел Эфиопии В.Гебейеху. Переговоры прошли конструктивно и были весьма содержательными.
Эфиопия – в числе основных партнеров России в Африке.
В следующем году исполняется 120 лет установления дипломатических отношений между нашими государствами. Мы договорились отметить этот юбилей на достойном уровне.
Обсудили двусторонние отношения, наше сотрудничество в торгово-экономической сфере. Зафиксировали наличие большого потенциала, который пока еще не до конца используется. Договорились наращивать работу в интересах реализации совместных проектов, в том числе в области энергетики и инфраструктуры. В частности, российская компания «Интер РАО – Экспорт»заинтересована в строительстве и модернизации гидростанций в Эфиопии, компания «ГПБ Глобал Ресорсиз» уже ведет разведку углеводородов в восточной части Эфиопии. Для того, чтобы продвигать другие договоренности условились сделать всё, чтобы решения, принятые в марте текущего года в Аддис-Абебе на шестом заседании российско-эфиопской Межправительственной комиссии по экономическому, научно-техническому сотрудничеству и торговле, выполнялись в полном соответствии с тем, о чем условились.
Еще одно событие произошло на прошлой неделе. На выставке «Атомэкспо» были подписаны меморандумы о сотрудничестве междусоответствующими российскими и эфиопскими структурами по научно-техническому сотрудничеству и по взаимодействию в сфере мирного использования ядерной энергии.
Среди других перспективных направлений – взаимодействие в сфере военно-технического сотрудничества, которое опирается на неплохую историю и опыт, в том числе современный, кооперация в сфере высоких технологий, образования и науки. Обсудили возможности наращивания количества эфиопских студентов, обучающихся в Российской Федерации. При наличии заинтересованности у наших друзей будем готовы рассмотреть их обращение.
Обсуждая международные дела, мы в очередной раз приветствовали взвешенную линию Аддис-Абебы на мировой арене, ее традиционно энергичную роль как члена Африканского союза, страны, в которой находится штаб-квартира Африканского союза, как активного участника субрегиональных организаций, в том числе в вопросах миротворчества на Африканском континенте.
Высокий авторитет Эфиопии на международной арене отразился в её избрании на 2017-2018-й годы в качестве непостоянного членаСовета Безопасности ООН, равно как и в избрании г-на Т.Адханома, предшественника г-на Министра на посту главы внешнеполитического ведомства Эфиопии, Генеральным директором Всемирной организации здравоохранения.
Мы констатировали весьма близкие и чаще всего сходные позиции по актуальным региональным и глобальным вопросам. Мы последовательно выступаем за демократизацию международной жизни и в целом за формирование такой архитектуры глобального управления, которая опиралась бы на Устав ООН и учитывала культурно-цивилизационное многообразие современного мира.
Дали высокую оценку уровню координации, которого мы достигли в Организации Объединенных Наций, прежде всего в Совете Безопасности, где сейчас Эфиопия участвует, но также на Генеральной Ассамблее и в других органах ООН.
Отметили важность дальнейших усилий по сопряжению всех возможностей мирового сообщества в противодействии терроризму, наркобизнесу, пиратству и другим современным вызовам и угрозам на прочной основе международного права.
Большое внимание уделили положению дел на Африканском континенте. Россия заинтересована в поддержке усилий африканцев по скорейшему преодолению многочисленных кризисов и конфликтов, прежде всего на Африканском Роге, в Южном Судане, в Сахаро-сахельском регионе.
Мы солидарны с тем, что любое урегулирование должно осуществляться политическими методами с опорой на национальный диалог в каждом конкретном кризисе. Россия подтвердила свою позицию о том, что она последовательно выступает за то, чтобы именно африканцы играли определяющую роль в определении путей установления мира и безопасности на своем континенте, в определении путей урегулирования тех или иных конфликтных ситуаций. В качестве постоянного члена СБ ООН и по двусторонним каналам Россия будет оказывать всестороннюю поддержку именно такому подходу.
Я признателен своему коллеге за эти переговоры, за очень доверительный характер наших отношений и за приглашение посетить Эфиопию, которое я с удовольствием принимаю.
Вопрос (адресован В.Гебейеху): Многие районы Африки сохраняют высокий уровень угрозы безопасности и стабильности в связи с активизацией террористической деятельности. Какие меры предпринимает африканское сообщество для противодействия этому злу?
С.В.Лавров (добавляет после В.Гебейеху): Хотел бы добавить, что мы подтверждаем солидарность с африканскими странами, противостоящими угрозе терроризма, которая появилась после того, как внерегиональные западные страны осуществили в регионе ряд проектов по свержению неугодных режимов в грубое нарушение международного права, и эти проекты вылились в разгул терроризма.
После того, как в 2011 г. был свергнут режим М.Каддафи в Ливии, потоком полились незаконные поставки оружия, передвижение боевиков из Ливии вглубь Африканского континента. До сих пор мы «расхлебываем» эту ситуацию. Прежде всего, удар пришелся на соответствующие африканские страны в Сахаро-Сахельском регионе, особенно в Мали. «Исламское государство» обрастает новыми союзниками – «Боко харам» в Нигерии, группы, отколовшиеся от «Аль-Каиды» в исламском Магрибе, «Аш-Шабаб» в Сомали, который тоже распространяет свои «щупальца» за пределы этого государства.
Убеждены, что единственный выход из этой критической ситуации заключается в формировании подлинно интернационального антитеррористического фронта, к чему уже давно призвал Президент России В.В.Путин. Формирование такого фронта пока тормозится теми, кто хотел бы «половить рыбку в мутной воде» и поспекулировать на необходимости ликвидации террористической угрозы как главного приоритета мирового сообщества. По-прежнему наблюдаются двойные стандарты. Я уже не раз говорил, что на основе опыта борьбы с терроризмом в Сирии у нас создается полное впечатление, что «Джабхат ан-Нусру» или как бы она не именовалась теперь, всякий раз щадят силы возглавляемой США коалиции и другие сотрудничающие с ними государства. В последние дни появились новые свидетельства того, что «Джабхат ан-Нусру» в ее новой инкарнации выводят из-под удара. Считаем это крайне опасной игрой, которая должна быть прекращена. Любые двойные стандарты, задние мысли и скрытые замыслы должны быть отложены в сторону ради бескомпромиссной борьбы с терроризмом.
Вопрос: Скоро стартует очередной раунд переговоров по Сирии в Астане. Москва возлагает на него надежды по принятию целого пакета документов относительно зон деэскалации в этой стране. Как Вы считаете, насколько стороны готовы к очередному раунду переговоров? Может ли он стать решающим? Согласны ли Вы с заявлением Анкары о том, что Москва, Анкара и Тегеран прорабатывают механизмы о возможном составе международных сил в зонах деэскалации в этой стране?
С.В.Лавров: Одобренный на предыдущей встрече в Астане 4 мая раунд, который предстоит через несколько дней, в начале июля в столице Казахстана, будет, как действительно договорились страны-гаранты, посвящен конкретизации концепции создания зон деэскалации на территории САР при поддержке Правительства Сирии и с участием вооруженной оппозиции, подключенной к астанинскому процессу. Эта концепция требует детализации. Сейчас на уровне технических экспертов (их встреча была не так давно в Москве) идут обсуждения по выработке всех необходимых деталей, чтобы она начала действовать на практике. Варианты могут быть разные. В большей степени это вопрос практический, технический, профессиональный, военный. Сейчас со всех сторон рассматривают каждую конкретную территорию, которая станет зоной деэскалации, и определяют оптимальные пути обеспечения ее функционирования как с точки зрения наблюдения за тем, как соблюдается Режим прекращения боевых действий (РПБД), так и в плане обеспечения беспрепятственного прохода и доставки гуманитарных грузов и передвижения гражданского населения.
Хочу также особо подчеркнуть, что, когда были объявлены зоны деэскалации, в соответствующих районах Сирии стало наблюдаться существенное снижение военной активности и насилия. Надеюсь, что результаты очередного астанинского раунда благотворно скажутся на наших общих усилиях по урегулированию сирийского кризиса и помогут переговорам, которые должны продолжиться после Астаны в Женеве, где назначен на первую половину июля очередной раунд под эгидой ООН. Тем временем, во встрече в Астане тоже будут участвовать представители ООН, в том числе спецпредставитель Генсекретаря ООН по Сирии С.де Мистура. Эти процессы идут в синхронизированном русле, что позволяет надеяться на эффективное продвижение к урегулированию.