Ирина Алкснис
Сразу несколько западных СМИ неожиданно продемонстрировали проблески совести. Или же ее имитации.
Сначала в британской The Guardianбыла опубликована статья, в которой признавалось, что западные медиа перестарались и "отчасти" оклеветали Россию в своей безудержнойкампании дискредитации чемпионата мира. Следом появилась публикация в немецкой Die Welt, в которойжурналистка раскритиковала Запад за высокомерное отношение к России.
Следует признать, что это существенный шаг вперед по сравнению с Олимпиадой в Сочи. Тогда Россия точно так же стала объектом безумной кампании ненависти в западных СМИ. Основным пунктом обвинения была ставшая уже пресловутой российская якобы гомофобия в сочетании с утверждениями, что "ничего не готово", и прогнозами, что Игры ждет грандиозный провал.
Однако когда Олимпиада обернулась огромным успехом, извинений со стороны западных СМИ, раскручивавших антироссийскую истерику, не последовало. Маховик негатива тогда просто сбавил обороты, и к нему было добавлено некоторое количество публикаций, нехотя признававших, что Кремлю удалось добиться поставленной цели и обеспечить отличное проведение Игр.
На этом фоне прямое признание, что западные медиа были не совсем правы и оболгали Россию, выглядит прямо-таки тектоническим сдвигом, тем более впечатляющим, что и The Guardian, и Die Welt являются представителями того самого глобального информационного мейнстрима, активно продвигающего антироссийскую повестку все последние годы.
© Фото : страница Rumo à Rússia 2018 в Facebook
Это, в свою очередь, заставляет задаваться вопросом: неужели мы наблюдаем некий перелом в мировых информационных трендах и есть надежда в дальнейшем увидеть более взвешенную по отношению к России редакционную политику?
Представляется, что ответ на этот вопрос дал тренер российской сборной, прервавший на днях свое интервью германскому журналу Spiegel после того, как журналисты в ходе беседы раз за разом возвращались к высосанной из пальца теме возможного допинга российских футболистов.
Нет, никаких принципиальных — или даже минимальных — перемен в информационной политике Запада в отношении российского государства ждать не стоит. Оно по-прежнему будет мальчиком для битья по любому поводу — реальному или вымышленному.
А за "извинительными" публикациями стоит желание вовсе не исправить вопиющую несправедливость, а прикрыть собственные ошибки и уязвимость.
Западный медийный мейнстрим переживает непростые времена. Доверие аудитории к традиционно самым влиятельным и уважаемым СМИ неуклонно снижается, поскольку их перекос в сторону пропаганды — и в самом оголтелом виде — последние годы стал слишком очевиден. Причем это касается не только России, но и множества иных тем — от Brexit до Трампа.
Это, в свою очередь, не может не сказываться на размерах аудитории и — как следствие — на финансовых показателях.
Проблема западных СМИ с антироссийской кампанией заключается не в том, что она радикально разошлась с реальностью, а в том, что это расхождение стало заметно слишком большой части их аудитории. Во-первых, очень уж много людей — по сравнению с Олимпиадой — приехали в Россию и выдали восторженные личные впечатления от увиденного в соцсетях, которые в нынешние времена бросают вызов традиционным медиа по уровню влияния на общественное мнение. А во-вторых, дело в том, что массовые восхищенные отзывы идут именно о России в целом.
Олимпиада — при всем своем прорыве и успехе — носила локальный характер, поскольку чисто территориально была сосредоточена на небольшом пространстве. И совсем не случайно, когда стало понятно, что Игры в Сочи являются всесторонним успехом, западные аналитики и СМИ стали их описывать в рамках концепции о "проекте Кремля и лично Путина".
Художники краснодарского арт‐проекта "Красити" говорят, что хотели сохранить на фасадах домов память о чемпионате мира. Граффити с изображением испанского футболиста Серхио Рамоса стало одним из самых больших в городе.
Еще одной работой мастеров стрит-арта в Краснодаре стал портрет французского футболиста Зинедина Зидана.
Вратарь Игорь Акинфеев стал героем ЧМ-2018. Имя футболиста ассоциируется у россиян с успехом сборной. Огромный портрет голкипера украсил одну из спортивных площадок в подмосковном городе Щелково.
Граффити с изображением салютующего главного тренера сборной России Станислава Черчесова уличные художники в Санкт-Петербурге создали взамен другого, испорченного вандалами.
Авторы этого произведения видят футболистов супергероями.
На фото: граффити на стене жилого дома на Земляном валу в Москве.
В Казани, недалеко от отеля, где останавливалась сборная Аргентины, нарисовали нападающего Лионеля Месси. На соседней стене год назад художники изобразили его конкурента Криштиану Роналду. По соседству с ними - портрет капитана сборной Хорватии Луки Модрича.
На фото: девушка на фоне граффити с изображение игроков всех сборных чемпионата мира по футболу 2018.
Не забыли уличные художники и о легендарных футболистах прошлых лет. На стене жилого дома в Самаре появилось изображение игрока сборной СССР Льва Яшина.
Посвященными мундиалю граффити украшены трансформаторные будки в разных городах.
Несколько художественных работ на футбольную тему появилось на фасадах домов в Самаре.
Изображение бразильского игрока Неймара было создано в Казани специально к приезду сборной. Портрет нарисовали на здании школы напротив отеля, где жили футболисты.
Студентки и выпускницы факультета художественного образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета и Института архитектуры и строительства Волгоградского государственного технического университета изобразили футболистов восьми сборных – участников чемпионата.
В Самаре решили отдать дань уважения бразильскому футболисту Пеле. Его портрет появился на стене многоэтажного дома.
В Самаре уличные художники выполнили с десяток работ на футбольную тему.
Авторы самарского проекта "Истории чемпионов" задумали увековечить самые яркие моменты уже прошедших чемпионатов мира.
В Калининграде в преддверии чемпионата тематические граффити появились на различных объектах, в том числе под эстакадным мостом.
Одно из граффити в Самаре посвятили финалу чемпионата мира 1998 года между сборными командами Франции и Бразилии.
На фото: игроки молодежного футбольного клуба во время разминки на футбольной площадке в Санкт-Петербурга.
"Мы хотели показать, что Самара живет футболом", - рассказал журналистам куратор проекта "Истории чемпионов" Евгений Петров.
Саранские болельщики решили сделать сюрприз игроку сборной Португалии Криштиану Роналду и нарисовали его портрет на здании в центре города.
Художники краснодарского арт‐проекта "Красити" говорят, что хотели сохранить на фасадах домов память о чемпионате мира. Граффити с изображением испанского футболиста Серхио Рамоса стало одним из самых больших в городе.
Еще одной работой мастеров стрит-арта в Краснодаре стал портрет французского футболиста Зинедина Зидана.
Вратарь Игорь Акинфеев стал героем ЧМ-2018. Имя футболиста ассоциируется у россиян с успехом сборной. Огромный портрет голкипера украсил одну из спортивных площадок в подмосковном городе Щелково.
Граффити с изображением салютующего главного тренера сборной России Станислава Черчесова уличные художники в Санкт-Петербурге создали взамен другого, испорченного вандалами.
Олимпиада 2014 года в интерпретации западной пропаганды стала квинтэссенцией деятельности российского государства, которое способно мобилизовать ресурсы и построить островок благоденствия ака "потемкинскую деревню" посреди прозябающей в нищете и беспросветности страны. Фактически сочинские Игры — с поправкой на актуальность — прошли у Запада ровно по той же классификации, что и московская Олимпиада 1980 года, а также прочие Игры, которые можно было записать по классу "обреченное авторитарное государство собралось с последними силами и точечно выдало привлекательную картинку вовне".
Это, кстати, объясняет, почему извинений в 2014 году за клевету Россия так и не дождалась, поскольку у западных СМИ был удобный запасной выход в виде позиции "да, были некоторые перегибы, но в целом мы правы".
Только что закончившийся чемпионат мира по футболу этой лазейки им не оставил, поскольку приехавшие на мундиаль видели не отстроенные специально для этого Сочи с Красной Поляной, а просто Россию. Помимо новой спортивной инфраструктуры, они наблюдали просто российские города, дороги, гостиницы, магазины и людей, живущих своей обычной жизнью. И восхищенные отзывы шли не столько о том, как прекрасен стадион "Фишт" или как здорово помогают повсеместно волонтеры (хотя и это было), сколько о России как таковой.
В результате возможность списать успех чемпионата просто на очередной мобилизационный проект Кремля, который сверхусилиями добился поставленной цели, оказалось невозможно. Если Олимпиада в Сочи в восприятии Запада стала демонстрацией возможностей российского государства, то футбольный чемпионат показал миру Россию в целом, страну как таковую.
И эта страна понравилась миру.
В результате репутации западных СМИ нанесен очередной удар — слишком уж велик оказался разрыв между реальностью и транслируемыми ими мифами. Именно для компенсации понесенных потерь и прошла волна публикаций, признающих пропагандистские перегибы и призывающих к большей объективности при взгляде на Россию.
Вот только было бы заблуждением поверить в их существенное значение.
Например, в статье той же The Guardian вина за потоки лжи, льющейся на Россию на страницах западных СМИ, была возложена на… российских чиновников, которым, по мнению журналиста, давно стоило бы "раскрыться и продемонстрировать другую сторону своей страны".
Так что не будет ничего удивительного, если в скором времени на страницах Spiegel появится публикация, в которой будет сказано, что прерывание Станиславом Черчесовым интервью является признанием вины и того, что успех российской сборной на чемпионате обусловлен уникальным допинговым средством, известным под названием "нашатырный спирт".